И название прекрасное – яркое, точное: «Марийцы на просторах России». Именно так марийцы, компактно проживающие в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Нижегородской и Кировской областях, Пермском крае, Свердловской области.
И герои – о таких сегодня пишут не часто: десятки и десятки сельских тружеников (трактористов, водителей, работников ферм, зерноскладов и зернотоков, пилорам, сельскохозяйственных производственных кооперативов), но среди них – и фермеры и главы поселений, и учителя школ, библиотекари; православный священник и марийский жрец…
И фотографическое оформление – около 800 фотографий, на которых портреты героев книги – в труде и отдыхе, но и деревенские пейзажи, священные рощи, строения (фермы, школы, дома культуры), самодеятельные коллективы, марийские костюмы …
И общее оформление книги — гармония текста и фотографических рядов, альбомный формат мелованная бумага, офсетная печать: всё приятно и для глаза, и для обоняния, и для осязания.
И главное – содержание – тридцать очерков и зарисовок Сергея Шанчары (Сергея Африкановича Щеглова), результат десяти лет творческого напряжения, регулярных поездок по России (вместе с бригадой журнала «Марийский мир – Марий сандалык», организатором и вдохновителем которой является главный редактор журнала Валерий Мочаев, первый заместитель председателя Всемарийского совета).
Праздничная книга! И появление её приурочено к празднику – 100-летию Республики Марий Эл.
Очерки по своему внутреннему жанровому содержанию – разные. Больше всего описаний отдельных марийских селений. Некоторые очерки портретные, они посвящены патриотам труда и родины. Таковы «Неугасимый Гайсин» – о председателе СПК «Гаяна» и общественном деятеле Александре Гайсине (деревня Рабак в Башкирии), часть очерка «Грусть и надежды Кикнура» – об известном скульпторе Сергее Яндубаеве; вставные очерковые новеллы об основоположнике марийского языкознания Валериане Марийской АССР в 1980-е годы Григории Посибееве.
Герои очерков – люди в общественном сознании не примечательные, для автора же они интересны тем, что являются частью марийского мира, тем, что хранят свой язык, свои традиции, свою веру. И трудятся – на благо своего народа и на благо всей России.
Книгу Сергея Шанчары невозможно прочитать, как говорится «залпом», как роман. Каждый очерк насыщен огромной информацией – о людях, об истории селений, истории семей, нравственном и культурном содержании жизни сельчан. Всё это – для неспешного чтения.
Две главные проблемы волнуют автора и его героев – настоящее и будущее марийской деревни и сохранение марийского языка. Автор показывает людей, любящих свою малую родину, стремящихся сохранить свою культуру и постоянно выражает надежду на то, что проблемы будут преодолены, жизнь станет лучше, заканчивая порой тот или иной очерк словами своего героя: «…Как деревня жила, так и будет жить. Не исчезнет», «Пока мы по-марийски говорим, язык ещё живёт», «Пока кипит культурная жизнь и работает школа, деревня не умрёт».
Каждый очерк имеет свою особенность. если «Мелодия Байсы» (село на северо-западе Уржумского района Кировской области), то автор, только приближаясь к Байсе, уже слышит мелодию, далее «эхо столетий», «гром литавр», «тревожная интонация», «звон колокольчика», журчание «Серебряного родника» (детского фольклорного ансамбля), песня одной из героинь… и в финале – от автора: «Гуляет по селу старинная мелодия, не даёт уснуть Байсе».
Автор не пришлый человек в марийском мире, не заехавший на время корреспондент. И радостные, и печальные страницы жизни героев книги окрашены любовью автора к трудолюбивому талантливому марийскому народу. Это выражается во всём: в пристальном внимании к жизни людей, в заглавиях очерков и внутриочерковых главок: «Воздух Родины», «заговорённая деревня», «вкус родины»… Часто авторское лирическое состояние проявляется в заключительных словах очерков «изиморка, как мёд – золотой ароматный, тягучий, – вкус которого манит к себе снова и снова, как бы ни было трудно его добыть»; «Защемило в сердце, когда подумалось: как хрупок сегодня этот живой, веками сохранявшийся круг, в котором сошлись разные поколения….», «…Нет в мире слаще воды, чем та, что журчит в улисьяльских ключах!».
По глубине авторского взгляда на действительность, по широте её словесного воссоздания по авторскому интонационному и стилевому многоголосию книга очерков Сергея Шанчары приближается к эпосу. Читателю любой национальности, любой культуры теперь станет ещё очевиднее, на сколько многолик, разнообразен марийский мир – не только мир Республики Марий Эл, но и марийцев на просторах всей России.
Игорь Карпов,
доктор филологических наук
Йошкар-Ола
Обсуждение закрыто.