В буклете, посвящённому совместному проекту «У древних марийцев была рунопись?» художника Георгия Калитова и фотографа Вадима Мадиарова, есть такая фраза: «Цель художника, занимающегося концептуальным искусством, – сделать свою работу интеллектуально интересной для зрителя, и при этом не затрагивающей его душу».
Интересно ли в интеллектуальном смысле творчество художника Калитова? Несомненно.
И при этом не затрагивает душу? Отнюдь нет!
Детство марийского мальчика из многодетной крестьянской семьи прошло вдали от дома – в Бирском детдоме. Детдом размещался в старинном здании, которое раньше занимали солдатские казармы. Муштра в квадрате? Нет, проросший талант, замеченный учителем и направленный в Уфимское училище искусств. И ставший родным Бирск, которому на его юбилей уже именитый живописец подарил картину «Царская грамота. 1557 год».
Поиски себя, своего места в искусстве – через иконопись, через итальянские фрески и византийскую мозаику, через монументальную живопись Риверы и Ороско. Росписи в Сибае, Стерлитамаке, витражи в Башкирской филармонии, плафон театра оперы и балета в Уфе – их сотворила рука Георгия Калитова. Он стал частью художественной элиты Башкортостана, преподавал и руководил группой в знаменитом уфимском Артклубе, создал портреты деятелей башкирской культуры, изобразил ключевые моменты башкирской истории, воспел природу Бащкортостана.
В мутные 90-е, когда терялись смыслы и вера, он обратился к своему народу. «Я почувствовал древнюю твердь под своими ногами, открыв глаза свои на историю, культуру и фольклор марийского народа, на финно-угорский мир. Постепенно, медленно, подобно древнегреческому мифологическому персонажу Антею, я вбирал в себя силу моего народа», – признавался художник в интервью Наде Валитовой, размещённом на сайте mkset.ru.
Вновь обретённая благодаря народным корням творческая сила позволила создать серию литографических листов по марийским обрядам, гравюры на темы марийской мифологии, картины «Полёт уток над марийской деревней» и «Жертвоприношение».
Ощутив под ногами почву родной земли, Георгий Калитов вновь обрёл себя – и не только как художник, но и как мыслитель, хранитель и продолжатель народных традиций. Он написал и издал книгу «Блеск черемисской стрелы» –- оригинальную версию жизни марийцев в Волжской Булгарии, в его голове родилась идея фестиваля «Ший кандыра», который ныне широко проводится в Башкортостане и одним из организаторов которого он является. Он организовал две выставки марийских художников Башкортостана в Йошкар-Оле в 1993 и 2007 годах, стал активным участником общественной жизни – дважды был депутатом двух съездов народа мари.
В уже упомянутом интервью художник сказал: «Теперь я не боюсь смерти. Я спокоен и мне не стыдно за свою жизнь, если даже я умру и предстану перед своими предками на том свете, мне есть чем отчитаться перед ними, надеюсь».
Его обращение к идеям концептуального этнофутуризма – это не только попытка пробудить интерес к традициям народного искусства и даже не стремление сделать его модным. Это искреннее желание доказать, что древний марийский народ не обречён на небытие, что он остаётся частью истории России, всего мира, что он по-прежнему современен.
Чтобы понять это, необязательно разгадывать тайну ушедших в легенду рун. Достаточно просто неравнодушным взглядом всмотреться в знаки марийского мира, которые пока ещё, слава Богу, хорошо различимы на нашей земле.
Сергей Шанчара
«Марийский мир – Марий сандалык», № 1 за 2018 год.
Обсуждение закрыто.