Чорай эллан чонем пуем
Тунаре ямле тусо мланде.
Кунам, кунам ужам гын ынде
Шочалын кушмо эр элем?
Яныш Ялкайн. 1938 ий.
Чорай, ты мил и дорог мне,
Ты – уголок земли заветный.
Увижу ль вновь твой луч приветный
В родной рассветной стороне?
Перевод Сергея Щеглова. 2018 год.
Мишкинский район нередко называют «маленькой Марий Эл». И действительно, подавляющее большинство населения (свыше 70 процентов) этого района на северо-востоке Башкортостана – марийцы. Между прочим, в процентном соотношении их больше, чем в «большой Марий Эл». Хотя сами они, по скромности, об этом, конечно, не скажут. В этом самобытном национальном оазисе немало славных сёл и деревень, но особое место в нём занимает чураевская сторона. По словам главы района Рустама Маратовича Мусина, исторически сложилось так, что Чураево – это второй по величине центр района. В чём же секрет силы и притяжения этой земли?
Заповеди предков
Заснеженные холмы похожи на шляпы из выбеленного войлока, забытые здесь в незапамятные времена рассеянным великаном. Имени его никто не знает, а вот у холмов имена есть: Толдо курык, Чие курык, Чонгелек. У подножия холмов вьётся дорога, за ней – река Кынгыр, за рекой занесённые снегом луга, а там уже окраина села Чураево. Издалека вид его напоминает слегка распрямлённую подкову. Не конь ли того безымянного великана потерял её, исчезнув в первобытных веках?
Рита Каникиевна Ялаева так далеко в глубь времён не заглядывала, но о своей родословной рассказать может. Восходит она к Киптану, который облюбовал эти места в 16 веке. Три лета подряд приезжал он сюда со своими тремя сыновьями, присматривался, а на четвёртое лето решил основать деревню и переселиться в неё со всем семейством. Назвали новое селение по имени старшего сына – Чорая. Так марийцы до сих пор называют своё село.
Добрая половина села – потомки Киптана. Аликаевы, Андреевы, Андрияновы, Антоновы, Ванюшкины, Осиповы, Яндыгановы, всё это коренные чураевские фамилии. Можно назвать и ещё с десяток: за несколько столетий родословное дерево разветвилось, а главное – крепко пустило корни. Их нынешние внуки – это уже одиннадцатое поколение основателя села.
– Наверное, гены предков нам передались, – Рита Каникиевна чётко и внятно проговаривает каждую фразу – эта привычка выработалась за долгие годы учительской, административной и общественной работы. В Мишкинском районе хорошо знают эту хрупкую миниатюрную женщину с твёрдым характером. Она работала в школах Чураево и Мишкино, заведующей методкабинетом роно, начальником отдела культуры, председателем районного женсовета.
А в душе она, по собственному признанию, краевед, хотя судя по пяти написанным ею книгам, Риту Каникиевну больше влечёт не старина, а современность, то, что поэт назвал «земля и на ней человек». Неслучайно одна из глав в её новой книге называется «О людях настоящих». Своих предков, победивших природу и обстоятельства, она сопоставляет с современниками, находя в них много общих черт.
– В чураевской стороне люди меньше интригуют, чем в центре и других районах, – считает Рита Каникиевна. – Им свойственна прямота. Не в грубой форме, гибко, но правду говорим мы в лицо.
Что же помогло роду Киптана не только выжить, но и укорениться на новом месте? Краевед считает: вера. В округе несколько священных рощ, одна из них – Чураевская. Роща по-прежнему является местом молений, хотя ходят в неё не все. «Ходят умные, сильные, крепкие своим внутренним стержнем», – говорит Рита Каникиевна.
С эти согласен и учитель истории Николкин Евгений Михайлович, также увлечённый краеведением:
– Всё идёт от корней. Здесь соблюдают традиции и ритуалы предков, здесь языческий культ. До Октябрьской революции была большая земельная община, которая включала жителей 8 деревень: Нерге, Монар, Корак, Чорай, Соказа, Тӧргемдӱр (Курманаево), Пӧкленде (Букленды), Пекшек (Бикшиково). Отсюда общие интересы, отсюда общность. Также велика роль Султана Керемета, которому мы поклоняемся. Это и есть составляющая местного характера, его особенностей.
В сохранении древних традиций велико и значение «ойὅрὅ» (системы народных запретов, табу). В своё время Рита Каникиевна провела исследование в 11 марийских районах Башкирии о национальном самосознании и на основе этого материала выпустила первую книгу – «Ойоро». Главу, посвящённую этим народным заповедям, она неизменно включает по просьбам земляков в свои книги. Стержневая идея ойὅрὅ – вокруг нас всё живое, всё имеет душу, – поэтому нужно беречь природу, не быть потребителем, уважать людей, хранить нравственную чистоту, следовать народным традициям.
«Растим детей потребителями, а наши предки, не имея никакого образования, умели жить в гармонии с природой – чему бы и нам поучиться», – резонно замечает Рита Каникиевна.
Важно, что это чувствуют и понимают не только краеведы, но и многие жители, живущие в чураевской стороне.
Рита Каникиевна уже 30 лет, как перебралась в Мишкино, но в родных местах – постоянная гостья. Тянет сюда постоянно. Видно, такая здесь биоэнергетика. Не зря она пишет о своей малой родине: «Чорай – значит «дорогой». И действительно, нам дорого и близко это село».
Характер
Сам Чураевский сельсовет небольшой: кроме села Чураево, в него входят деревни Букленды, Раевка, Маевка, Октябрь. Глава сельсовета Саймулукова Галина Андреевна родом из Октября. Деревня основана в 1917 году, так что название у неё самое что ни на есть революционное. А вот уклад жизни – традиционный. Как в октябре месяце неизменно 31 день, так и в Октябре деревне 37 домов – столько и раньше было в последние годы. Правда, начальную школу лет восемь назад «оптимизировали», – ну так и ведь это тоже традиция нынешних российских деревень, правда, горькая.
Во главе сельсовета Галина Андреевна третий год, но с управленческой «кухней» знакома – до этого пять лет была бухгалтером в администрации. Так что цену каждой копейке – откуда она поступает и на что расходуется – знает прекрасно.
Раньше на селе колхоз был «отцом-кормильцем», а теперь заботы по поддержке социально-культурной инфраструктуры легли на плечи сельских администраций. При этом, наделив сельсоветы полномочиями, финансы верховные власти выделяют им скупо. Вот, к примеру, пожарную часть (её составляет команда из двух водителей-добровольцев) приходится содержать за счёт населения. Выручает земля-матушка: львиную долю от поступлений в местный бюджет составляют платежи – от земельного и имущественного налогов.
Местные пайщики предпочитают сдавать землю в аренду колхозу, чем обрабатывать сами. Свободных сенокосных угодий хоть отбавляй, а косарей не видно. Не нужно сено вывозить, незачем и лошадей держать. «Три года назад лошадей по всему сельсовету было около 20, а сейчас совсем мало», – рассказывает Галина Андреевна.
Да и вообще скотины с каждым годом держат всё меньше. Не только коров, но и другой живности – коз, свиней. Купить в магазине проще и дешевле, чем вырастить. Да и молодёжь к животноводству нынче заметно охладела. К тому же уезжает молодёжь в города – работы в округе нет.
Из 800 трудоспособных человек, только 200 с небольшим заняты на территории сельсовета: в колхозе, в бюджетных организациях – в школе, больнице, детском саду, остальные работают за пределами района, в основном на севере.
Впрочем, после «отхожих промыслов» чураевцы всё равно возвращаются в родные края, строятся здесь. Если пройтись по улице Ленина (она в Чураево, пожалуй, центральная, учитывая, что на ней расположены и правление колхоза, и клуб), то наряду с аккуратными деревенскими избами, то тут, то там горделиво красуются фасады отнюдь не ленинской скромности особнячков.
А как же здесь и не жить, если практически всё, что требуется человеку для нормального житья-бытья, в Чураево есть, включая целых семь магазинов. К тому же рядом с селом пролегла дорога регионального значения «Уфа-Бирск-Янаул» («На самом тракте наша деревушка…» – писал Яныш Ялкайн).
Правда, местные дороги оставляют желать лучшего. Особенно в Раевке и Октябре. «Хотя состояние дорог улучшилось, – отмечает глава сельсовета. – Раньше в Октябрь по два-три месяца нельзя было проехать, а сейчас очищают. Вот если раевскую дорогу сделают, а следом – на Октябрь и Букленды – вообще красота будет».
А пока Галина Андреевна колесит по округе на служебной «пятёрке», наверное, в глубине души, вздыхая о внедорожнике.
По профессии Галина Андреевна – бухгалтер. 20 лет проработала бухгалтером и экономистом в колхозе, прошла «там огонь и воду», по её выражению. О медных трубах умолчала – может, из скромности, а может от того, что не считает свой труд чем-то особенным.
Ну да, что особенного в том, чтобы дебет с кредитом сводить? Этому в Юматовском техникуме научили. А вот как свести концы с концами, оставшись без погибшего мужа и с двумя малолетними дочками на руках? Пришлось уйти из колхоза, потому что младшей было ещё шесть лет, нужно было провожать-встречать из школы. Это сейчас можно работать онлайн – а тогда на весь колхоз был только один компьютер. Чтобы поставить дочурок на ноги, женщина бралась за любую работу – «где платили, там и работала».
– Судьба меня много раз туда-сюда кидала, – вспоминает глава сельсовета, не вдаваясь в подробности о том, как же удалось преодолеть превратности судьбы. Сейчас дочки выросли, вышли замуж, привозят к бабушке в родную деревню внучат-октябрят.
А на непрозвучавший вопрос Галина Андреевна ответила, размышляя, что же позволило её землякам так громко заявить о себе:
– Сила воли в характере. Я всегда мишкинских в этом выделяю. Они настойчивые и целеустремлённые – и мужчины, и женщины.
Доска почёта
На придвижном столике в кабинете председателя колхоза Осипова стопка газет и журналов. Наверху – «Советская Россия» с предвыборным портретом Грудинина.
– Ничего против Грудинина не имеете? – Осипов бросает на нас внимательный взгляд и всё-таки перекладывает газеты на свой стол, чтобы ничего не отвлекало от беседы.
Денис Александрович своих политических пристрастий не скрывает. Рядом с рабочим столом у него стоит небольшая тумбочка с бюстом Ленина, тут же два красных флага. Ещё больших размеров бюст пролетарскому вождю установлен в скверике перед зданием колхозной конторы. А на левой стороне вдоль дорожки, ведущей в контору, – Доска почёта с портретами передовиков. Их чествование, кстати, проходит ежегодно на отчётных собраниях с вручением подарков, и премий.
Вот такой советский островок среди капиталистической действительности. И биография у Осипова типичная советская. Школа–армия–колхоз. Поступил на факультет механизации Башкирского сельхозинститута, приобрёл специальность инженера-механика. Около года проработал инженером в «Сельхозтехнике», а в 1987 году на собрании его выбрали председателем. Тогда как раз прошла первая волна выборов на демократический манер: альтернативная основа, три кандидата. «Здесь родился, здесь отучился, здесь пригодился», – итожит Денис Александрович.
Осипов читает вслух заголовок передовицы в «Советской России»: «Мы сыны батрацкие…» и продолжает: «Вот по такому принципу мы и живём. Хотя это вроде бы сейчас не модно…»
Может, и не модно, однако из двух совхозов и 13 колхозов, существовавших когда-то в Мишкинском районе, сохранился только один – в Чураево. Носящий немодное имя Ленина.
Если уж быть совсем точным, то нынешнее название хозяйства – сельскохозяйственная артель-колхоз имени Ленина. Но сути это не меняет. Как же всё-таки удалось чураевцам сохранить своё сельхозпредприятие?
– Так уж получилось… – председатель даже в воспоминаниях неохотно возвращается в мутные 90-е.– У меня ведь родители коренные чураевцы. Отец – всю жизнь механиком в колхозе, мать – колхозница. Когда припекло, отец сказал: «Надо держаться. Если колхоза, не будет – все кончимся». Народ в селе чувствовал, что надо быть вместе. Эта поддержка есть и сейчас. Хотя если не понравлюсь колхозникам – попросят на выход. Я человек избираемый, акций у меня нет…
А мне вспомнились слова Риты Каникиевны Ялаевой: «Председатели разные бывают – приберут финансы к рукам, построят себе дом, купят солидную машину – и обанкротят колхоз. Но Денис из другого теста. Очень позитивный, очень умный. На столе у него всегда какая-нибудь научная агрономическая работа, он всегда в курсе научных новшеств, его интересует и теория, и практика. Он чётко и твёрдо знает, на чём держалась деревня, и взглядов своих не меняет».
Конечно, сквозь чертополох 90-х хозяйство продралось не без потерь. Из четырёх сотен колхозников, трудившихся на колхозных нивах в советские времена, ныне осталась лишь сотня, да и та в сезон. А в межсезонье работает по 60-70 человек. Сверкающих чистотой доильных залов, которые показывают по телевидению, здесь не увидишь: здания и сооружения старые, латанные-перелатанные, однако поддерживаются в порядке. Пашни у колхоза 3 тыс. 200 га, 1350 га – отведено под зерновые, плюс кормовые – 500 га, остальные – пастбища, угодья. Меньше, конечно, чем в, советские времена, однако поля в округе обрабатываются по максимуму, несмотря на то, что не хватает механизаторских кадров. Весь колхозный автопарк сохранился: трактора, комбайны – к двум стареньким «Нивам» прикупили ещё «Полесье-812». Землю колхоз арендует у своих же чураевских пайщиков, возмещая им плату по договору зерном. В принципе эта форма расчётов удобна обеим сторонам.
Основная продукция колхоза имени Ленина – мясо и молоко. Зерно (рожь, пшеница) выращивают для своих потребностей, излишки появляются – реализуют. Но поскольку закупочные цены упали, то на продаже зерна много не заработаешь. Зарплата в хозяйстве невелика, на уровне минималки, плюс сельские бонусы: фураж и техника, чтобы участок вспахать. Понятно, что зарплатой «ленинцы» прельстить не могут, особенно молодёжь. В соседнем Бирске даже непрестижные профессии дворника или техслужащей оплачиваются выше. Потому кадровая «демография» неутешительна: ежегодно на смену десятку уходящих на пенсию колхозников приходит лишь три-четыре человека по трудовым соглашениям.
– Конечно, мы не конкуренты агрохолдингам, обрабатывающим по 100-200 тысяч га. Но небольшие хозяйства, подобные нашему, в деревнях необходимы, – горячо говорит Осипов. – Если нет на селе производства, то автоматически и школы нет, и больница не нужна – всё, деревни нет. Производственные участки в каждой деревне должны быть. Это ведь экономически выгодный проект! Соответственно и государство должно помочь – создать нормальные закупочные цены. Мы, кстати, не против агрохолдингов – пусть работают у нас, рабочие места создают. Но они ведь к нам не идут, а идут на чернозём, где оглоблю воткни – телега сама вырастет. А у нас им не выгодно – почвы серые, суглинок, зона рискованного земледелия…
Впрочем, самих чураевцев зона рискованного земледелия никогда не отпугивала. Одно имя Алексея Апаевича Апаева чего стоит! «Смел и требователен к себе и подчинённым», – это строка из его боевой характеристики. Этот легендарный человек прошёл Великую Отечественную войну командиром батареи артполка, был ранен, награждён медалью «За отвагу», орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды. В конце 1950 года возглавил колхоз имени Ленина и вывел его в передовые хозяйства Башкирской АССР. За трудовые подвиги награждён орденами Ленина, «Знак Почёта», Октябрьской Революции. Сельский дом культуры, средняя школа, памятник Янышу Ялкайну в Чураево, мосты, колхозные гаражи, животноводческие фермы, – всё это построено за 21 год, в течение которого Алексей Апаевич возглавлял колхоз.
В прошлом году на здании правления была открыта памятная доска, посвящённая этому выдающемуся труженику, уроженцу села Чураево. Открытие состоялось 7 ноября и было приурочено к 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции.
Да и у Дениса Александровича хорошая крестьянская закваска. Его отец Александр Сергеевич – заслуженный работник сельского хозяйства Республики Башкортостан. Такого же звания удостоены Денис Александрович и его младшая сестра Аля – лучший ветеринар района.
«Марийцы – народ трудолюбивый, у них есть своя воля, стремление к свободе. А есть и те, кто не удержались в масштабе района, ушли ещё дальше», – так говорит председатель колхоза о своих земляках.
– Есть будущее у Чураево? – Конечно, как у любой деревни. Должно быть! Раз мы пережили лихолетье, то и дальше жить будем.
Чувство локтя
Традиции коллективизма, которыми всегда была сильна деревня, чувство локтя ещё держатся в Чураево.
Александр Пайдиевич Байназов, который с марта 1990 по 2015 год был и председателем Чураевского сельсовета, и главой администрации, отмечает, что село отличается мощным коллективизмом, сплочённостью. В Чураево по-прежнему в ходу вӱма – общественная помощь, когда, к примеру, на строительство дома собирается разом по 30-40 односельчан и за день поднимает дом до крыши. Так же дружно чураевцы возводили в своё время и животноводческий комплекс.
– Народ трудолюбивый, уверенный в себе, знающий, в каждой деревне есть свой лидер, – так характеризует своих земляков Александр Пайдиевич.
Неслучайно в разные годы чураевцы избирались депутатами Верховного Совета Башкирской АССР: Саликаев Салиш Саликаевич, механизатор Чураевской МТС, Айгузина Марина Айгузиновна, трактористка Чураевской МТС, Апаев Алексей Апаевич, председатель колхоза им. Ленина, Исмагилова Маруся Владимировна, доярка колхоза им. Ленина, Семниева Елена Никитична, председатель Чураевского сельсовета. Доярку колхоза «Заветы Ленина» из деревни Букленды Алтынбаеву Марию Кильдибаевну избрали депутатом высшего законодательного органа республики, когда ей было всего 23 года! Впоследствии она стала заведующей Буклендинской молочно-товарной фермой, избиралась членом райкома партии, депутатом районного Совета. Заметьте, практически все депутаты из Чураевской стороны – представители трудового крестьянства. Вряд ли это было только данью политической моде тех лет. Скорее – справедливым признанием прирождённого трудолюбия чураевских тружеников.
Кстати, это заметно и по отношению к колхозу, который поддерживает всё село. Народ и гордится им, и переживает за его дела. Тут все в курсе: закончилась в колхозе уборочная страда или нет. Видят люди и то, что молодёжь на ферму идёт неохотно.
Разговаривая с Денисом Александровичем Осиповым о кадровых проблемах, мы коснулись и перекосов в образовательной модели, которая последние десятилетия навязывается российской школе.
– Раньше механизаторов готовили в школе, – рассказывал председатель. – Мы с восьмого класса автодело изучали (я и права в школе получил) – это был специальный предмет, трактора изучали, при школе были трактора – один колёсный, другой гусеничный. А сейчас нельзя, запретили: как же так – 14-летнего мальчишку садить за руль! Это преступление! Директора сразу снимут да ещё и уголовное дело заведут, если малец, не дай Бог, палец себе прищемит. А я вот в 13-14 лет уже самостоятельно на комбайне работал. Вот и всё. В школе была хорошая связь с производством: рядом с матерью-дояркой росла дочь-доярка, рядом с отцом-механизатором – сын-механизатор. Была преемственность поколений, нарушенная ныне. Ведь все пенсионеры, которые сейчас уходят, они из того поколения. А нового притока нет. Потому что у нового поколения не заложено желания к труду. Сейчас проще не сдать на права, а выкупить их. Поэтому и много аварий. А профессионалов надо с детства готовить, особенно в технике.
Молодёжь деревне для чего нужна – чтобы деревня не исчезала. Это её социальная ячейка. Ведь наша страна испокон веков из деревни выходила. Чтобы Россия не осталась в пределах МКАДа, надо начиная с Дальнего Востока изменить государственную политику: помогать деревне.
Эта тема неожиданно всплыла в Чураевском детском саду.
Заведующая Лариса Анатольевна Яметова на вопрос о секрете Чорая ответила: «Всё идёт с корней, с того, что люди здесь с давних времён трудились, землю обрабатывали». А потом рассказала, что в те времена, когда она училась, девчонки в школе изучали профессию оператора машинного доения и практику проходили на ферме, ребята с тракторами возилась, и эта считалась престижной
– А сейчас кто на ферму пойдёт? – закончила она свой рассказ.
Наверное, в детском саду искать ответ на этот вопрос рановато, но мы всё же поинтересовались у заведующей: отличаются ли нынешние ребятишки от своих сверстников 90-х годов прошлого века, когда Лариса Анатольевна начала работать в детском саду. Оказалось, отличаются не только дети, но и их родители. Прежде всего разными взглядами на жизнь. Простейший пример: раньше, если детей не выводили на прогулку, родители ругали воспитателей. Сегодня ребёнка приводят в детский сад со словами: «На прогулку не выводите!» Может, поэтому раньше было больше задир, а нынешние ребятишки более покладистые? Сначала их оберегают от непогоды, потом освобождают от домашней работы…
Но уважение и интерес к народным традициям в детском саду воспитывают. На втором этаже детсада целая комната отведена под музей, где собраны и старинные платья, и предметы быта прошлого века и сравнительно недавних лет – как, например, раритетная пишущая машинка. Среди экспонатов и старая рассохшаяся зыбка, сплетённая из лыка, похожая на маленькую лодочку. Тех, кто её смастерил да и тех, кого укачивали в ней, давно уж нет в живых, но они-то не только безошибочно могли назвать каждый предмет крестьянского инвентаря, собранного в музее, но и умело пользовались им. Должно же что-то передаться и их потомкам!
Здоровье тела и духа
Чем ещё удивило Чураево?
В деревнях сейчас бьются за то, чтобы уберечь ФАПы от «оптимизации», а здесь – целая участковая больница. Её двухэтажное здание, построенное в начале 1970-х, рассчитано на 50 посещений в день. Под опекой чураевских айболитов 23 деревни из 5 сельсоветов. Четыре года назад они добились того, чтобы при больнице появилась своя «скорая помощь». До этого «скорую» приходилось вызывать из Мишкино – а оно в 45 км отсюда. Кроме того, при больнице – 8 коек круглосуточных и 10 коек дневного стационара. Несколько лет назад стационар хотели закрыть, но сельский сход выступил против.
Участковая больница не только лечит, наряду с колхозом и школой её можно смело назвать «градообразующим предприятием» – 43 человека работает в ней. Врачи – свои коренные, часть – с высшим медицинским образованием, часть окончила Бирский медколледж. Все медики, кроме главврача – женщины, а мужчины здесь выполняют «чёрную работу» – три водителя, тракторист, завхоз.
Что касается, «средней температуры», то она в Чураево ничем не отличается от общероссийской. Также люди гриппуют, маются от гипертонии, страдают от зубной боли.
Заведующий Чураевской участковой больницей Семёнов Олег Ионович по образованию стоматолог, окончил Башкирский мединститут имени 15-летия ВЛКСМ (ныне Башкирский медуниверситет). Но по специальности проработал недолго, спустя два года назначили главврачом – скоро уже четверть века как руководит больницей. Пошутили: раньше он в рот заглядывал, а теперь – ему.
Ну а если серьёзно, то одна из проблем больницы, как и в колхозе, – кадровый голод.
– Почему молодёжь не едет с сельские населённые пункты, хотя государство даже выделяет миллионы? – переспрашивает Олег Ионович и тут же отвечает: – Потому что воспитание, которое раньше шло с детского возраста, сейчас оказалось в стороне. Молодёжь кинулась туда, где лучше, по пути наименьшего сопротивления. В городах у медработников зарплата в два раза выше, чем на селе. В Бирске процентов на семьдесят — наши кадры. Они у нас просто переманивают работников: там социальное жильё есть. Тем более и родина близко. Мы, конечно, стараемся, чтобы наши специалисты не бросали деревню, с родителями их разговариваем. Когда мы постареем, куда пойдут больные – неужели в здание с крест-накрест заколоченными окнами? Мы тоже приглашаем, чаем угощаем. Но соблазнов много – то Москва, то Питер, то Север.
Второе – это социальное положение. Вот мы с Розой Ивановной Шаймардановой, когда приехали, ничего не имели. Только подъёмные. Остальное сами делали. Сейчас, если в село приезжает молодой специалист, ему обязательно коттедж нужен. Без коттеджа – никак. К сожалению, вместо врачей всё чаще приходится встречать рвачей, для которых больные уже не пациенты, а клиенты.
Если на селе есть своя инфрастуктура: больница, школа, клуб, то село будет жить, – заключает главврач.
– Ну и производство, наверное?
– А что, производство? Главное – не ленись, было бы желание. Наши предки старались выживать, развиваться. И самое главное на этих ступеньках развития – трудолюбие марийского народа. Отсюда и сила чураевской стороны идёт.
С ним согласна и ведущий библиотекарь Чураевской сельской библиотеки Тимиркаева Таисия Аплекаевна, к которой мы заглянули в сельский Дом культуры: «Народ у нас работящий. Здесь наши корни, здесь продолжаем мы свой род. Я думаю, в нынешнее время надёжнее жить в деревне, раз уж мы выросли здесь, возвратились к своим истокам. Лучше за землю держаться – прокормит земля-матушка.
В её жизни были годы, проведённые вдали от родных мест: в Казани, где она окончила швейное училище и на швейной фабрике поработала, в Нефтекамске, где в 90-е годы пытались обосноваться с мужем. Правда, долго на чужбине не задержались: перебрались вновь в чураевскую сторону, открыли фермерское хозяйство в Константиновке, занимались земледелием, скотоводством, а уж когда детям пришла пора идти в школу, перевезли дома в село. Муж сейчас в Чураевской участковой больнице – и слесарь, и сантехник – мастер на все руки, а Таисия Аплекаевна – в библиотеке.
К книгам её влекло с детства, так что среди теснящихся в небольшом библиотечном помещении стеллажей, сверху донизу заставленных разнокалиберными томами, она человек не случайный. И более, того квалифицированный, что для сельских библиотекарей, по правде говоря, редкость: у Таисии Аплекаевны диплом библиотечного факультета Казанского института культуры.
Её любимый автор – Майоров-Шкетан, особенно его шутливые рассказы. И, конечно, Яныш Ялкайн – ему здесь посвящён бережно оформленный уголок. Книги земляков – Валерия Абукаева, Гельсия Зайниева, Эрвел Семона, Вячеслава Абукаев-Эмгака – стоят в библиотеке на видном месте. Из прессы – «Чолман», а вот газеты и журналы из Марий Эл (подписку оформляет центральная районная библиотека), видать, не по карману.
Хотя среди молодёжи книголюбов не видно, признаётся Таисия Аплекаевна, сейчас они предпочитают читать тексты на компьютерных дисплеях. Зато детская литература на марийском языке, судя по растрёпанным книжкам, пользуется спросом.
В середине 2000-х в Чураевском Доме культуры работала и Елена Александровна Саметова. Один из самых ярких моментов тех лет связан с празднованием столетия Яныша Ялкайна в 2006 году. Здание прихорашивали, на окнах вывешивали новые занавески, внутри – шторы, местная мастерица Клара Николкина шила костюмы и платья. Молодая директриса и сама не сидела спустя рукава: шила шторы, вышивала передники для народных костюмов. Она с гордостью показывает Почётную грамоту, которую ей вручил тогда министр культуры, печати и по делам национальностей Марий Эл Михаил Васютин.
Сегодня Елена Александровна работает в гимназии заместителем директора, но работа её по-прежнему насыщена творчеством. Ещё в Благовещенском пединституте она получила специальность учителя рисования и стремится воспитывать в детях чувство прекрасного, чтобы оно пригодилось им в дальнейшей жизни. Одно из самых ярких мест в Чураевской гимназии – стена, с вывешенными на ней детскими рисунками, на которых нетрудно разглядеть живописные окрестности села, друзей-однокашников, родителей, дедушек и бабушек. На учительском столе лежат альбомные листы с яркими женскими портретами – это накануне 8 марта ребята нарисовали своих мам.
– В чём секрет Чорая? – В любови к родине, к своей семье, в воспитании в школе и семье.
Елена Александровна не только учит детей рисовать («Задатки есть, надо с ними работать!» – говорит она), но и занимается с ними марийскими танцами в кружке. А ещё мечтает освоить новую технику живописи, выучиться профессионально шить национальные платья и наносить на них орнамент. «Жаль, что времени не хватает, столько хочется сделать!» – восклицает учительница, которой, как она призналась, в Чураево легко дышится.
Дух народа
В 90-е годы Александр Петрович Ибраев открыл в селе первый коммерческий киоск. Потом была куплена мельница, куда вся округа возила зерно на перемол. Сейчас зерна не стало и мельница простаивает. Но Ибраев простоя не знает. Переключился на лес, держит пилораму. Рядом с домом выстроил приятный глазу магазин «Алан».
Однако было бы ошибочным полагать, что кроме «купи-продай» Александр Петрович ничего не умеет. Он относится к тем универсалам, которые на селе, слава Богу, не переводятся. Ещё в школе подавал надежды как спортсмен – и в лыжах, и в лёгкой атлетике. Но вместо Стерлитамакского, выбрал Дуванский сельскохозяйственный техникум, выучился на ветеринара, стал работать в колхозе. Два года проработал на Ульяновском авиационном заводе, освоил профессию токаря, достигнув 4 разряда и даже умудрился получить двухкомнатную квартиру – служебную. Но вот что значит притяжение родной земли: приехал на побывку домой, а жена показывает огород: то посадили, это посадили – жалко стало такого богатства и больше не поехал. Так и вернулся в колхоз, параллельно занявшись коммерцией.
Об истоках чураевской силы он говорит так: «Сила – в образовании. И в стремлении самих чураевцев это образование получить. Авторитетные учителя. Начальное образование на высшем уровне. Чураевская школа – самая влиятельная в районе».
Сегодня в ней учится 226 человек, больше половины – чураевские, примерно по полтора десятка – из каждой деревни сельсовета, а ещё из округи – Кольчубаево, Иликово, Сосновки, Малосухоязово. Многолюдная школа по нынешним меркам. В сентябре в первый класс пошли 22 ребятёнка – две футбольных команды! «Оле! Оле!», конечно, под школьными сводами не гремит, но энергия молодых, пульсирующая по классам и коридорам, ощущается, а с ней – ощущение силы и уверенности в завтрашнем дне.
Два длинных стенда с фотографиями выпускников, прославившихся во всех сферах жизни: здесь и воины, и герои труда, и учителя, и работники сельского хозяйства, и учёные, и артисты. О каждом можно написать книгу. Но это ведь только яркие звёздочки, сколько же просто хороших работящих добрых людей воспитала школа!
«Чураевская сторона активно участвует в продвижении марийских вопросов, сохранении самобытности, – отмечает Лариса Геннадьевна Александрова, заместитель главы администрации Мишкинского района. – Здесь, на этой территории, – включая и окрестные деревни – Большесухоязово, Тынбаево, Баймурзино – очень тесные связи с духовностью, которая идёт от предков. Огромную роль в этом сыграло, наверное, и обучение в школе – здесь и учителя-мароведы, и учителя непрофильные – это люди, которые кроме преподнесения знаний по своему предмету ещё дают знания о духе народа. Плюс сами жители: сохранение языка, менталитета, традиций, культуры, обычаев – за счёт того, что кроме школы это передаётся ещё и в семье. Крепкая связь гимназии с коллегами из Марий Эл. Всё вместе это и позволяет сохранить дух народа.
Чураевскую гимназию отгораживают две улицы: сверху – Чавайна, снизу – Ялкайна. В улицу Ялкайна от лугов вливается улица Пушкина. На этой улице живёт директор гимназии Зайнетдинов Геннадий Зайниевич. Возможно, что это простое совпадение, но сдаётся, что директорский адрес и царскосельский дух, которым пропитана гимназия, связаны между собой теми тайными узами, которые составляют незримую основу любого чуда.
А разве не чудо появление в Чураево единственной на весь мир марийской гимназии?
Поначалу подобную гимназию хотели организовать в Мишкино. Условие было простое: согласие родителей и чтобы больше половины детей были марийцы. Начали пробовать во второй школе, а там и русские, и татары, и башкиры… Не пошло дело. Тогда директор мишкинской школы со вздохом передал документы Зайнетдинову: на, у тебя получится. Повод для оптимизма имелся: в чураевской стороне почти стопроцентное марийское население.
Но, как говорится, скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. В течение трёх лет в Чураевской школе работала республиканская опытно-экспериментальная площадка Башкирского института развития образования «Развитие творческих способностей учащихся на основе индивидуализации и дифференциации образовательного процесса в условиях национальной (марийской) школы», директор дважды повышал свои знания на курсах, а потом почти год ушёл на то, чтобы обосновать в Рособрнадзоре свой проект.
Решающее заседание по определению статуса школы прошло в Уфе 19 апреля 2012 года. На него Геннадий Зайниевич отправился вместе с начальником отдела образования Малмыгиным и тогдашним главой Мишкинского района Виталием Михайловичем Андреевым. Ради этого события Андреев не поехал в Марий Эл на 8-й Всемарийский съезд, который начал работу в эти же дни.
Для того, чтобы школе был присвоен новый статус, учащиеся 11 класса должны были выдержать экзамен в режиме онлайн для 11 класса по биологии и математике. По биологии результат был показан хороший, а вот по математике до требований комиссии чураевцы чуть-чуть не дотягивали. По этой причине был разговор, чтобы не дать статус. Виталий Михайлович трижды брал слово, убедив 16 членов комиссии, что это единственная школа, которая на такой статус претендует. Решение было принято.
Помог Андреев и выбить деньги на ремонт. Благодаря чему школа поменяла не только статус, но и внешний вид. А заодно приобрела наглядные пособия почти в каждый кабинет, интерактивное оборудование, электрооборудование.
Когда некоторые родители спрашивают директора, что же изменилось со сменой статуса школы на гимназию, он отвечает: «Оборудование закупили, ремонт сделали. Сейчас с улицы взглянешь – красиво».
Вообще-то, думаю, что ответ Зайнетдинова не полный.
Геннадий Зайниевич работает в этой школе с 1970 года. Он многие годы вёл уроки математики, занимал должность заместителя директора по воспитательной работе, а с 1991 года является директором школы.
Школа достигла значительных результатов. Она является опорной по изучению марийского языка и литературы. На базе школы регулярно проводятся районные и республиканские семинары, научно — практические конференции, посвящённые проблемам изучения и преподавания родных языков. Учащиеся школы более десяти лет являются победителями и призёрами районных, республиканских и межрегиональных олимпиад по марийскому языку и литературе. Творчество знаменитого земляка, музей и биографии лауреатов премии Яныша Ялкайна играют огромную роль в воспитании высоких моральных качеств молодого поколения.
Участвуя на межрегиональной научно-практической конференции «Организация процесса обучения родному языку и литературе: традиции и инновации» (Белебей, 2009) опытом своей деятельности поделился и Геннадий Зайниевич.
1 февраля 2010 года Геннадий Зайниевич был приглашён на передачу «Хорошее настроение» БСТ, которую показали в прямом эфире. Тема – «Организация обучения родным языкам». Он принял активное участие в обсуждении роли изучения родных языков в духовном и нравственном воспитании обучающихся в национальных школах РБ. Приятно было услышать из уст начальника национального отдела и регионального сотрудничества Минобра РБ Р. А. Кузбековой о качественном преподавании марийского языка и литературы в школах Республики Башкортостан и о хороших в этом направлении результатах олимпиад. Эта передача вновь подтвердила мысль о том, что каждый человек должен знать свой язык, свою культуру, свои корни.
Быстрая вода
Речка Йумэнер разделяет Чураево на две половины. Питают её родники – Шакмай памаш, Саньга памаш (как правило, родники называют по имени того, за чьим огородом они расположены), а всего вдоль Йумэнера 11 ключей бьёт.
– У нас вода особая, сладкая. Поэтому быстро бегаем, – говорит учитель физкультуры Мурзашев Сергей Михайлович. – У нас крепкие корни, а выносливость из поколения в поколение передаётся.
Сказал он это тоже практически на бегу, потому что торопился вместе со своими воспитанниками на лыжные соревнования в Кумертау, на спартакиаду школьников республики
Заместитель у Мурзашева в школе надёжный остался – его жена Лариса Николаевна – тренер ДЮСШ при Чураевской гимназии и по совместительству – учитель физкультуры. Вообще-то свою педагогическую карьеру она несколько по-иному представляла. Закончила филологический факультет Бирского пединститута, работала учителем марийского и русского языков, завучем по воспитательной работе. Но когда уволился тренер по лыжам, муж уговорил её сменить учительское амплуа.
С переходом Мурзашевых на «семейный подряд» Чураевская школа ещё интенсивнее стала окучивать «спортивные грядки» и района, и республики. В тесном кабинете физкультурников, где хранятся к тому же и спортивные снаряды, и маты, победным кубкам явно места не хватает, впору их в коридор выставлять.
Лариса Николаевна показывает совсем свежие почётные грамоты, привезённые из Стерлитамака с прошедшего 5–6 января 2018 года первенства Республики Башкортостан по лёгкой атлетике. Зайникаев Дмитрий – первое место, Сагитова Валентина – первое место, Иркабаев Данил – первое место. Разнятся только возрастные категории и дистанции, а победный настрой у чураевской команды неукротим!
– А конкуренты вообще-то есть у вас в районе?
– Ну, мишкинские ребята у нас выигрывают по баскетболу, – отвечает физрук – всё остальное – наше.
Сергей Михайлович в нынешнем году уже в пятый раз поехал на своей машине на соревнования. «Заправляет за счёт семейного бюджета, поэтому меня и переманил», – улыбается Лариса Николаевна, которая, судя по всему, не слишком-то и переживает из-за этого. Ну что поделаешь, если в семье Мурзашевых особые отношения со спортом, передавшиеся и детям. Старший сын лауреат премии «…таланты РБ» учится в пединституте имени Акмоллы в Уфе, второй – спортсмен, недавно ездил в Урусово, занял третье место по бегу (по лыжам тоже), дочь младшая – учится в пятом классе, тоже призёр республиканских соревнований. В 2012 году ездили на соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья».
Ещё один член семьи – конь Регат. Его Мурзашев купил на Уфимском конном заводе ещё жеребёнком и сам объездил. Конь не простой – с родословной. «Что человек, что конь,– от рода зависят», – убеждён Сергей Михайлович. Любовь к лошадям у него с детства. Хотя в семье лошадей не держали, но в Чураево раньше была большая колхозная конюшня, и Сергей с мальчишеских лет бегал на конный двор. На своём любимце Мурзашев не раз побеждал на конных соревнованиях во время сабантуев – и в Мишкино, и в соседних Балтачево, Бураево.
Сам Мурзашев долгое время выступал за сборную СССР (?!) – он мастер спорта по военно-прикладному многоборью.
– Откуда вы силы черпаете? – спрашиваем. – Откуда такая энергетика? Даже в школе всё пульсирует. Даже учителя здесь не убитые работой – другие.
– Причина, наверное, в трудолюбии. Дети у нас в гимназии хорошие, работоспособные. Вот мы ездили в Анапу – там четыре конкурса, один из них – по теории, а в нём – около тысячи вопросов. И ведь всё это мы обсуждаем и делаем. Чем отличаются наши дети: они всё улавливают, они впитывают знания, как губка, знают все столицы олимпийских игр. В России мы три года были в полуфинале, в этом году попали в финал (5 место из 73 команд). Это колоссальный труд, третий год работаем без отпуска – потому что если детей отпустить хотя бы на месяц, физические кондиции уменьшатся. Зато они побывают на Чёрном море. Родители говорят: мы ни разу моря не видели, пусть хоть дети увидят.
Вот так и живут Мурзашевы – на бегу, заставляя жить в этом ритме и своих воспитанников.
Лариса Николаевна рассказывает: «Сергею в прошлом году 50 лет исполнилось. Мы из Анапы вернулись, картошку выкопали, а потом и юбилей отметили – насыщенная у нас жизнь!»
Молоко матери
Бюст большеголового с пышной шевелюрой Яныша Ялкайна внутри деревянного палисадника наполовину засыпан снежной ватой и похож на изваяние загадочного сфинкса. Да и сама короткая жизнь талантливого писателя кажется загадкой. Сын деревенского бедняка окончил положенные четыре класса начальной школы за три года. А в двадцать пять с небольшим лет уже был научным сотрудником Института антропологии и этнографии Академии наук СССР, входил в редколлегию журнала «Советская этнография». Три повести, новаторский роман, переводы русских и зарубежных классиков на марийский язык, стихи и поэмы, до сих пор не потерявшие своей значимости библиографические справочники, переписка с Горьким, – и всё это уместилось буквально в пятилетку! Подобно комете пронёсся Яныш Ялкайн по небу марийской культуры.
Его стихотворение о родном селе в Чураеве звучит, кажется, повсюду: и в первом классе начальной школы, и из уст победительницы межрегиональной олимпиады по марийскому языку Наташи Алексеевой и даже в больнице, где его с большим чувством читает врач-терапевт Роза Ивановна Шаймарданова.
Любовь к родному языку ребёнок впитывает с молоком матери, – считает учитель марийского языка и литературы Юзукбаева Анжелина Леонидовна. – Если родители говорят на родном языке, если русское понятие они дают детям на доступном им, то есть родном языке, тогда дети уважают свой язык и берегут его.
Русиева Людмила Аблековна, заслуженный учитель Республики Башкотостан, преподававшая этот предмет в 1979-2011 годах, сетует на то, что сегодня приходится слышать, как марийские детишки, шагая в детский сад, говорят меж собой по-русски, хотя в селе практически одни марийцы.
Ларчик просто открывается: три года назад в детском саду ввели обучение на русском языке. Заведующая Лариса Анатольевна Яметова подтверждает: «Дети стали разговаривать на русском, это произошло за последние годы, сами удивляемся. Нас в школе по- другому обучали: прежде всего должны свой язык изучать с рождения».
Впрочем, в сентябре 2017 года в двух детсадовских группах – средней и старшей – стал работать кружок марийского языка.
По мнению Анжелины Леонидовны Юзукбаевой, сегодня марийским детям не хватает компьютерных новинок на родном языке: игр, мультиков и прочего. Этот сектор надо активно осваивать.
Интересно, что подобные мысли высказала в беседе и библиотекарь Тимиркаева Таисия Аплекаевна. Она заметила: то, что дети переходят на русский язык, идёт не из семьи («Мы же дома-то по-марийски говорим, а дети нам уже по-русски отвечают!» – ахают родители), а из телевизоров, компьютеров и прочих гаджетов.
И всё-таки, несмотря на тревожные нотки, своих позиций марийский язык в Чураево не теряет.
– Чорай силён благодаря любви к родному языку, своей родине, эти люди, которые достигли таких высот, они действительно любили свой народ, понимали его, чувствовали его и не хотели, чтобы народ исчез, поднимали его, гордились им, – говорит ученица 10 класса Марийской гимназии имени Ялкайна Наташа Алексеева. Она только что вернулась из Йошкар-Олы, где стала победительницей межрегиональной олимпиады по марийскому языку. В прошлом году на районном уровне она не добрала всего двух баллов, зато в нынешнем заняла первое место и в Башкортостане, и в Марий Эл, хотя поначалу было боязно, даже ехать не хотела. Мама у Наташи работает учительницей начальных классов, папа – электриком, на Севере. Ещё у неё есть брат-третьеклассник и бабушка с дедушкой. Наташа хочет поступить в Маргосуниверситет и выучиться на лингвиста.
К олимпиаде девушку готовила Олина Вячеславовна Иркабаева, сама переживавшая не меньше своих учеников – боялась их подвести. Вместе с Наташей ездила Анастасия Миксонова, ученица 11 класса – второе место.
– Почему так много ярких выпускников в Чураевской школе? – Близость к родному языку. Я это ощутила на республиканской олимпиаде, там разговаривала с учителями из других школ – по сравнению с ними у нас гораздо больше изучается родной язык, сохраняются традиции, все праздники, обряды – Семык, Кугече. Наши ученики ближе, наверное, к калык ойпого – фольклору, который бережно сохраняется в небольших деревнях.
Юная Наташа Алексеева любит гулять по холмам, оттуда открывается красивый вид: лента дороги, за ней – река Кынгыр, за рекой – луга, а там уже видны сельские дома. Издалека родное село напоминает слегка распрямлённую подкову, которую в давние времена потерял конь безымянного великана.
Сергей Шанчара
Фото: Денис Речкин
«Марийский мир — Марий сандалык», №1 за 2018 год.
Обсуждение закрыто.