Я бы не хотел описывать подробно всё происходившее в культуре за четверть века, с начала 1980-х по 2006 год. Все это по годам отражено в информационных отчётах отдела культуры, хранящихся в архивном отделе администрации Горномарийского района. В то же время хочется рассказать о некоторых знаковых событиях и мероприятиях того периода.

Кульработник — звено идеологической машины

В отличие от сферы туризма, где до этого я проработал восемь лет на различных должностях, и где была представлена полная самостоятельность в планировании, организации рабочего процесса, нацеленного на реализацию плановых показателей, и в культуре оказалось всё иначе. Во главе всего стоял КПСС, который , в том числе, планировал и работу как культурно-массовую, так и идеологическую. Во главе этой работы стоял секретарь райкома, отвечающий за идеологические вопросы. В его подчинении находился отдел пропаганды и агитации, который имел свой план по данному направлению. В составе отдела пропаганды имелись инструкторы, ведущие определенные направления. Поскольку отдел культуры находился в составе районного исполнительного комитета, то в исполкоме был заместитель, курирующий социальную сферу, у которого был тоже свой план, связанный как с организационной работой, так и с работой постоянных комиссий исполкома. Так что, спланировав утром какое-то культурно-массовое мероприятие, через час получаешь задание инструктора райкома, которое в свою очередь, корректируется заведующим отделом в соответствии с его планами. Все это догружается планами и поручениями заместителя председателя исполкома. А в результате всего, выполняя поручение секретаря райкома, едешь на какую-нибудь ферму разбираться с надоями молока или же с привесами молодняка. Институт представительства был сильно развит, не важно насколько позволяло твое основное образование разбираться в том или ином вопросе, но должность обязывала заниматься самообразованием. Иногда выглядело нелепо, но по возвращению необходимо было докладывать о принятых мерах.

Вспоминаю почти анекдотический случай. На заседании исполкома, где присутствовали все заведующие отделами районного Совета, рассматривался вопрос о снижении приплода поросят и падеже молодняка на одном из свиноводческих комплексов района. С докладом выступала начальник комплекса, молодая женщина, по всей вероятности недавно закончившая учебное заведение. После её доклада многие стали задавать вопросы, интересоваться наличием кормов, системой организации труда… Стало выясняться, что на комплексе идёт недокорм.  Тогда председатель райисполкома Инаков Виктор Никандрович задал очень простой вопрос: «На сколько кормовых единиц вы кормите хряков?». На что та ответила: «На шесть». «Ыыы… на шесть, а Вы за мужем?» – невольно сыронизировал Виктор Никандрович. В зале раздался взрыв смеха, но зато все узнали и запомнили надолго, что хрякам-производителям требуется от 14 до 16 кормовых единиц, свиноматкам – от 14 до 18, поросятам на откорме – 9-10 кормовых единиц. И что кормовая единица – это измерение и сравнение общей питательности кормов в животноводстве. Район был сельскохозяйственный, и вся организационная работа была направлена на развитие сельского хозяйства и выполнение плановых показателей. Одной из форм работы учреждений культуры в поднятии духа и настроения была организация выступлений агитбригад как на весенне-полевых работах, так и на уборке урожая. В зимнее время агитбригада обслуживала фермы и комплексы. Агитбригада состояла в основном из работников культуры. В их репертуаре звучали популярные песни марийских и русских композиторов, которые сменили танцы и художественное слово. Как правило, их выступления всегда принимались тепло и радушно.

Очень часто это был целый агитпоезд. В его составе выезжала автолавка с продовольственными и промышленными товарами пер- вой необходимости, медицинские работники, которые прямо на поле могли проверить состояние здоровья и дать консультацию, лектор общества «Знание» рассказывал о состоянии дел в районе и республике. Эти встречи происходили как правило, во время обеда, который привозили прямо на поле колхозные повара в термосах и контейнерах. Агитпоезд оформлялся плакатами, партийными лозунга ми, флагами.

Наглядной агитации придавалось очень большое значение. Клубы, дома культуры, библиотеки выпускали боевые листки и молнии. Об успехах и просчётах можно было прочитать в стенных газетах. Библиотекари проводили громкие читки свежей прессы прямо в производственных коллективах, знакомили читателей с новинками поступившей литературы.

Оформлением уличной наглядной агитации, оформлением красных уголков ферм и комплексов, клубов и домов культуры занималась художественная мастерская районного Дома культуры. В его штате было десять художников, все со специальным образованием. Художники занимались не только оформительской работой, но и творческой. В её составе работал долгие годы член Союза художников, заслуженный работник куль туры Марийской АССР Ельмаков Юрий Александрович со своей супругой Зоей, заслуженный работник культуры Барышкин Василий Александрович, художник Коротков Ипполит Иванович. Пополняли ряды художественной мастерской выпускники Йошкар-олинского художественного училища Юрий Кириллов, Михаил Павлов, Вениамин и Галина Ведерниковы, Евгений Кропинов, Алексей Антиков. Все они были мастерами своего дела, свободно владели чеканкой, живописью, графикой и различными шрифтами. Заказов в мастерской всегда было много, настолько много, что часто из мастерской они не выходили сутками. В мастерской действовал хозрасчёт, заказы хорошо оплачивались, соответственно они были самыми высокооплачиваемыми работниками в области культуры.

Кроме того их творческие работы были очень хорошо раскупаемы, когда в конце 1980-х в Козьмодемьянске стали останавливаться теплоходы с иностранными туристами.

ТВОРИЛИ, НО НЕ НАТВОРИЛИ

После  Указа  Б.  Н.  Ельцина «О  запрете  деятельности КПСС» 1 августа 1991 года, всё изменилось. Не стало партии, не стало райкомов и парткомов, невостребованной осталась и наглядная агитация. А когда за туристический сезон 1992 года многие из художников заработали большие деньги за собственные произведения, то общая мастерская стала для многих из них просто обременением и они уволились. Правда, уже на следующий год наши художники перестали быть монополистами на данном рынке: в Козьмодемьянск хлынул поток художников, народных умельцев, мастеров декортивно-прикладного творчества, и доходы наших художников резко сократились.

Важной особенностью работы советского периода следует отметить то, что доведённый бюджет на содержание отрасли покрывал полностью все потребности, будь то фонд оплаты труда, содержание, текущий и капитальный ремонт, приобретение инвентаря, оборудования, музыкальных инструментов. За счёт централизованного источника финансирования шло обновление книжного фонда в библиотеках района. В 80-е годы в районном отделе культуры был автобус «Уралец» на базе шасси автомашины ГАЗ-52. Из Республиканской библиотеки в район возили книги, загружая автобус под крышу. В квартал делали по не- сколько рейсов. В районной библиотеке был отдел комплектования, где работало пять сотрудников, которые еле успевали регистрировать литературу и вносить её в картотеку, а затем развозить по сельским библиотекам. В структуре Министерства культуры работал ремпромкомбинат, в котором производили стеллажи для библиотек, театральные кресла, банкетки, шили шторы и одежду сцены. Достаточно было сделать заявку и получить заказ через некоторое время. Всё оплачивалось из централизованных средств минкультуры. В ремпромкомбинате можно было получить ткани на пошив сценических костюмов, а главное – доступны были все музыкальные инструменты, радиотехника, усилители, акустистические колонки. Комплекты народных инструментов для оркестра, для духового оркестра, очень часто приходилось получать в нагрузку к импортной звукоусиливающей технике. Директором ремпромкомбината долгое время работал заслуженный работник культуры Горелов Геннадий Иванович, высокий худощавый мужчина, участник войны. Он постоянно курил у себя в кабинете. Курил сигареты через длинный мундштук. Был немногословен, перечить ему было невозможно. Я однажды попросил два рулона красной шерсти на хоровые платья, на что он ответил: «Хорошо, но в придачу возьмёшь тысячу метров брезента…» Я попытался отказаться, мол нам не нужен брезент, тем более в таком количестве, на что тот спокойно отреагировал:

«Не возьмешь брезент, не получишь шерсть». В последующем, брезент нам очень пригодился на пошив штор на ворота в гараже отдела культуры, на пошив колпаков на вентиляционные шахты и шторы в складе объёмных декораций Дворца культуры. Город отапливался углём, и, как правило, тепла всегда не хватало, утеплялись все- ми подручными средствами. Были и другие проблемы. Уголь, бензин и стройматериалы, были строго зафондированы и при наличии денег не всегда удавалось их приобретать в нужном количестве на нужды развития отрасли.

Тем не менее в 1970-80-е годы культура сделала качественный рывок в своём развитии. Все клубы и дома культуры были укомплектованы всем необходимым для творческой работы. В эти годы шло бурное строительство типовых учреждений культуры. В районе построили новые здания: Виловатовского, Кулаковского, Усолинского, Емешевского, Пайгусовского, Микряковского домов культуры. Построен районный Дворец культуры им. Я. Эшпая. Клубы и Дома культуры комплектовались профессиональными кадрами. Специалисты обеспечивались жильём, как в городе, так и на селе. Да, была очередь на получение жилья, но она длилась не десятилетиями. Жильё активно строилось, как в городе, так и на селе. Нужно отметить, руководители колхозов и совхозов не- гласно состязались между собой в качестве работы учреждений культуры, расположенных на своей территории. Вновь строящиеся Дома культуры становились более удобными в работе. Если первые строились на 200 мест, за- тем пошли строить на 300 и 400. Специалистов нередко обеспечивали жильём сразу же по приезду. Кроме учреждений государственной сети в эти годы открывались клубы и Дома культуры колхозов, совхозов, свои учреждения куль- туры создавали промышленные предприятия. В художественной самодеятельности принимал участие широкий круг населения. Свои хоры имели птицефабрика, совхоз «Сила», действовали хоры учителей и медицинских работников. В селе Виловатово в общем сводном хоре одновременно участвовало более 200 человек. Руководил им заслуженный работник культуры Марийской АССР Чобыков Евгений Андреевич. В декабре 1982 года сводный Виловатовский хор был приглашён для участия в праздничном концерте, посвящённом 60-летию образования СССР. Для перевозки хора было заказано девять автобусов «Турист» Совета по туризму и экскурсиям. Председатель областного Совета по туризму и экскурсиям Сидоркин Иван Тимофеевич распорядился возобновить работу сезонной тур- базы «Чевер юл» в Кокшайске для проживания артистов на период репетиций. Автобусы работали с коллективом в течение пяти дней, привозя в город на репетиции и обратно. На турбазе питались в ресторане «Старая мельница». Всего участие в данном праздничном концерте обошлось району в десять тысяч рублей. (К примеру, автомашина «Жигули» стоила 8,5 тысяч рублей). Все услуги были предоставлены без аванса, на доверии. Расчёты с турбазой были произведены по факту расходов. К 400-летнему юбилею города Козьмодемьянска в 1983 году было введено новое здание Дома Советов. Я, как и многие руководители отделов, получил кабинет на третьем этаже рядом с кабинетом заместителя председателя райисполкома. Года через три в исполкоме появилась ещё одна должность – заместителя по экономике. Виктор Никандрович Инаков, председатель исполкома, пригласил к себе меня и заведующего финансовым отделом Поздеева Ивана Николаевича и попросил нас на двоих занять один кабинет. Мне, конечно, было жалко оставлять свой кабинет, так как я, комплектуя мебелью здание Дома Советов, выбрал для своего кабинета два красных красивых ковра и положил их на пол. Ни в одном другом кабинете больше таких ковров не было. Но с Иваном Николаевичем у нас были добрые отношения, он был намного старше, в работе всегда поддерживал. Учитывая наши взаимоотношения, Инаков и предложил занять один кабинет. Мы согласились, хотя это были абсолютно разные направления деятельности. Сдвинув два стола вместе, просидели друг против друга пять лет, каждый решая свои задачи. За эти годы у нас не возникло ни одной конфликтной ситуации. Зато, если вдруг на что-то понадобятся дополнительные  деньги, говоришь:

«Иван Николаевич, нужно пять тысяч». – «На что?» Объясняешь. «Пиши письмо», – протягивает лист бумаги. Написал, передвинул на его стол. Накладывает визу «Согласовано». Идёшь к Инакову за визой. Тот спросит шуткой: «Охмурил Ивана?». «Нет, нужно для дела». Накладывает визу: «Райфинотделу подготовить распоряжение».          Несёшь Поздееву, тот стучит кулаком в стенку, за стенкой бюджетный отдел. Заходит завотделом Ярикова Вера Леонидовна: «Что, Иван Николаевич?» – «Подготовь распоряжение». Через полчаса распоряжение подписано. В этих взаимоотношениях не было ничего личного, и не имелось, как сегодня говорится, ничего коррупционного, такие от- ношения помогали оперативно решать текущие вопросы. С уходом Ивана Николаевича на пенсию, дружеские отношения с финотделом продолжались практически до моего перехода на другую работу.

Из информационного отчёта за 1983 год о работе клубных учреждений Горномарийского района следует, что в районе работало 48 учреждений клубного типа государственной сети и 8 ведомственных  клубных  учреждений. Всего работало 305 кружков разной направленности с охватом 6706 человек. Из них 217 кружков художественной самодеятельности с количеством участников 2972 человека. При этом хочется отметить, население района составляло около 33 тысяч человек, то есть пятая часть населения активно участвовала в жизни учреждений культуры.

Кроме традиционно народного творчества в клубах и Домах культуры стали появляться вокально-инструментальные ансамбли. Наибольшей популярностью пользовались ансамбль Виловатовского дома культуры «Шала», руководитель – Александр Соснов, ансамбль Еласовского дома культуры «Гамма» – руководитель Сергей Камашев, ансамбли «Орфей» завода «Копир» и «Цитрамон» ДК им. Я. Эшпая.

Работая на турбазе «Сура» в должности директора турбазы ещё в 1975 году, мы часто приглашали с концертом вокально-инструментальный ансамбль Микряковского ДК, который всегда успешно выступал перед отдыхающими тур- базы. Следует отметить, что контингент отдыхающих в основном составляли москвичи и ленинградцы. Это говорит и о высоком исполнительском уровне эстрадного коллектива.

В любом искусстве ждут свежих идей и мастеров. Если в 1950–60 годы, наряду с народными песнями, звучали песни Константина Беляева, Ивана Светлова, Клима Маликеева, Македона Атласкина, то в 70–80-е годы на горномарийской эстраде появились новые имена. Многие из них имели специальное образование. Среди них Александр Соснов, Софья Метёлкина, Владимир Яматаев, Владимир Юшкин, Олег Макаров, Виталий Салдушкин, Алексей Миронов, Николай Смирнов, Анатолий Саватеев, Сергей Сидоркин, Татьяна Колесникова, Татьяна и Борис Толстовы, Николай Анисимов. И это далеко не полный перечень самодеятельных композиторов. Песни рождались на стихи поэтов Николая Егорова, Евгения Першуткина, Ипполита Лобанова, Софрония Гайдова и других авторов.

ЯВЛЕНИЕ КУПРИЯНОВА

Новый виток местная эстрада получила в связи с приездом в Козьмодемьянск Владислава Порфирьевича Куприянова. Заслуженный деятель искусств Марийской АССР и РСФСР, автор крупных инструментальных сочинений, первый из марийских профессиональных композиторов, обративший серьёзное внимание на эстраду.

Будучи ещё в Йошкар-Оле он записал на радио большое количество горномарийских эстрадных песен. Зазвучали новые голоса – Зинаида Мамутина, Елена Мочалова, звучали песни в исполнении ансамбля под его управлением.

Сегодня невозможно без улыбки вспомнить первую встречу с Владиславом Порфирьевичем. Где-то в январе-феврале 1982 года Куприянов решил переехать в Козьмодемьянск. Естественно, необходимо было решить вопрос с трудоустройством. Я в то время работал заведующим районным отделом культуры чуть больше года и не был знаком с композитором лично, но его песни слышал.

В моём кабинете раздался телефонный звонок, звонили с вахты ДК им. Я. Эшпая. Зоя Сергеевна Радостева, работавшая там долгие годы кассиром и знавшая многих популярных артистов и музыкантов не понаслышке, Куприянова не признала. В трубку говорит: «Тут какой-то мужик пришёл, небритый, в валенках с галошами, хочет на работу устроиться. Я ему говорю, у нас нет работы, а он начальство требует, говорит, что умеет играть на гармошке». Мне стало любопытно, и я решил по смотреть на гармониста, пошёл во дворец. В фойе сидел мужик в коричневом пальто с цигейковым воротником, в шапке, на ногах высокие валенки с галошами, в руках большие меховые рукавицы, лицо поросшее щетиной, во рту сигарета, которую он курил через мундштук. Ощущение: мужик с лесоповала, тоска зелёная, а не культработник. Мы поздоровались, и я сделал ему замечание, что во дворце не курят, на что он никак не отреагировал, лишь сказал: «Возьми на работу». «А что ты умеешь и что заканчивал?» Он ответил, взглянув исподлобья: «На гармошке играть». Пообещав подумать, я распрощался. Он вышел на улицу, я вернулся в отдел культуры. Примерно через полчаса в кабинете раздался телефонный звонок. Звонил Николай Петрович Егоров, работавший в то время главным редактором радиостудии «Акпарс», и сообщил, что у него в гостях Владислав Куприянов, и что он хотел бы нас познакомить. Предложил вместе отобедать. Я с удовольствием согласился. Но, когда в  ресторане «Горный»  за  одним столом мы встретились с «гармонистом», сложно передать своё ощущение от этой встречи. Мягко сказать, я был смущён.

Вместе с нами обедал поэт Першуткин Евгений Романович, на слова которого Куприянов написал немало песен. С Егоровым у него также была давняя дружба.

За столом мы решили все вопросы Куприянова. Я видел свою задачу в том, чтобы полнее использовать его опыт. То, что было сделано Владиславом Порфирьевичем за годы его работы в Козьмодемьянске, может быть отдельной темой для исследователей. Но бесспорно одно: в городе и районе произошло зарождение школы горномарийской эстрадной певческой культуры.

Занимаясь с несколькими составами музыкантов, многие его участники в последующем назовут себя учениками Куприянова и будут благодарны судьбе за то, что им посчастливилось работать с Мастером. Многие музыканты стали его продолжателями в развитии горномарийской эстрады. Несколько имён назову.

Заслуженный работник культуры Марий Эл Сергей Дмитриевич Коротков совместно с Яматаевым Владимиром Михайловичем в 1989 году организовали на базе Микряковского дома культуры группу «Аяр». В приобретении современной профессиональной аппаратуры большую помощь оказал председатель колхоза «Рассвет» Борис Несеторович Никитин. Часть аппаратуры музыканты приобрели за счёт собственно заработанных средств. В ансамбль вошли наряду с профессиональны- ми музыкантами и участники художественной самодеятельности.

«Аяр» работает на протяжении уже трёх десятилетий, не теряя популярности. Также куприяновцами считаются заслуженный работник культуры Марий Эл, руководитель Виловатовского народного хора Николай Алексеевич Смирнов, ныне директор Президентской школы искусств в Йошкар-Оле. А также долгие годы руководивший вокально-инструментальным ансамблем ДК им Я. Эшпая Сергей Васянкин; музыкант, автор-исполнитель песен собственного сочинения Андрей Лукоянов; заслуженный работник культуры Марий Эл Елена Денисова.

Среди наиболее ярких воспоминаний о Владиславе Куприянове хочется отметить то, что когда его ансамбль репетировал на сцене Дворца культуры, в зале часто присутствовали работники ДК. Они стремились послушать песни в его исполнении, голос у него был великолепный. Естественно, он был замечательным педагогом, музыкантом, виртуозно играл на различных инструментах и был великолепным импровизатором.

Нередко в перерывах между репетициями, собравшись в круг возле рояля, присутствующие просили его исполнить грузинские напевы. Почему грузинские? Он сотрудничал с киностудией «Грузия-фильм» и иногда писал музыку для фильмов. В них, естественно, звучали песни на грузинском языке. Николай Егоров к этим мелодиям писал шуточные тексты на горномарийском языке. Куприянов играл, азартно пел, много импровизировал, звучало очень зажигательно и задорно, люди были просто без ума.

РОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНКУРСА «МЫРЫ»

Вспоминая Егорова Николая Петровича, хочется отметить: вокруг него всегда было много творческих людей, к нему шли за советом, выслушать оценку своих стихов и рассказов, да и просто пообщаться. Радиостудия «Акпарс» была своего рода литературным клубом, куда свободно могли прийти как известные, так и начинающие поэты. Очень часто обсуждение разных тем продолжалось достаточно долго, не обходилось и без вина или водки. В такой атмосфере рождались новые темы и идеи.

Как  следствие,  как стечение многих обстоятельств, к началу 1990-х годов в районе сложилась уникальная творческая атмосфера. Широкая сеть учреждений культуры, в расцвете сил и энергии специалисты по многим направлениям и жанрам. Высокоразвитая певческая культура. Большое количество солистов, широкий и разнообразный репертуар. Всё это требовало новых форм в организации творчества. Проводимые ежегодно смотры коллективов художественной самодеятельности не давали должного удовлетворения ни организаторам, ни их участникам. Всё шло по накатанной прямой в соответствии с действующим положением и заданиями «сверху».

В ноябре 1991 года районное жюри отправилось на очередной смотр художественной самодеятельности, в Крайние Шешмары. Дорога дальняя, в пути мы обсуждали дела текущие, планировали перспективу. Главный редактор районной газеты Еропов Николай Михайлович предложил организовать песенный конкурс.

Надо отдать должное, редакция газеты освещала на своих страницах многие культурно-массовые мероприятия, печатала стихи и ноты новых песен, в редакции проводили встречи молодых поэтов с уже известными мастерами литературы. Сформировавшаяся творческая группа при редакции часто проводила встречи с жителями села.

Идея Николая Михайловича была поддержана и я предложил провести его в форме телевизионного фестиваля «Песни года» «Мыры» в канун Нового года. Поскольку у нас было большое количество солистов, то в течение месяца  организовать  подобное мероприятие не составило большого труда. Сцене придали новогодний вид. Николай Михайлович разрекламировал данное мероприятие в газете, я несколько раз выступил по радио… Билеты из кассы Дворца культуры разошлись за несколько часов. Все конкурсанты были отмечены призами от спонсоров. Время организации мероприятия оказалось весьма удачным. Канун Нового года сам по себе несёт предпраздничное настроение. Конкурс песни сразу же получил невероятно большое признание зрителей.

На следующий год к конкурсу стали готовиться заранее. Разработали положение, разработали эскизы оформления сцены, основными критериями оценки стали репертуар, исполнительское мастерство, костюм, постановка номера. Желающих попасть на концерт оказалось столько, что мы были вынуждены организовать второй концерт, дневной. Билеты продали в течение дня. Но штурм кассы продолжался. Посоветовавшись с участниками концерта и получив их поддержку, объявили третий концерт. Его тоже провели на одном дыхании. Тогда объявили четвёртый, дневной. Всего на четыре концерта было продано около двух тысяч билетов. Кроме того, у конкурса оказалось очень большое количество спонсоров, пожелавших отметить выступление своих земляков. Началось негласное состязание в цене подарка. Участники выдержали все концерты, правда, некоторые из них под конец валились с ног. Наградой за успех стало предложение министра культуры Николаева Виктора Леонидовича, присутствовавшего на концерте вместе с Президентом Республики Владиславом Максимовичем Зотиным, в январе выступить с данной программой в Йошкар-Оле в ДК им. ХХХ-летия Победы. Организацию концерта поручили Маргосфилармонии. В назначенный день в Йошкар-Оле в зале «тридцатки» в основном собрались наши земляки, проживающие как в городе, так и в близлежащих районах, зал оказался заполненным до отказа.

Положительной стороной второго конкурса оказался возросший интерес к певческой культуре, к песне. На многожанровый смотр коллективов художественной самодеятельности не всегда получалось собрать и более половины зала. А здесь у нас обозначились спонсоры, готовые вкладываться в организацию мероприятия. Как недостаток проявилась неопытность наших художников в оформлении сцены. Декорации были изготовлены из 50-миллиметрового пиломатериала, они оказались очень тяжёлыми. Также отсутствие специального светового оборудования, просчёт с работником, приглашённым для оформления светового шоу. Сегодня можно всё приобрести, были бы деньги, а тогда, в 90-е, когда рушилось всё и вся, только смекалка и упорство позволяли достигать нужных результатов.

К конкурсу «Мыры-1993» начали готовиться сразу же после нового года. Проанализировали достижения и недочёты, как в организационном, так и творческом плане. Творческую и организационную работу с исполнителями, с руководителями клубных учреждений очень активно проводила директор районного Дома творчества Тарханова Валентина Александровна. Она же писала все сценарии гала-концертов и вы- ступала первые годы в качестве ведущей совместно с Харитоновым Владиславом Леонидовичем, балетмейстером Пайгусовского дома культуры.

Во вновь созданную хозяйственную группу на должность её руководителя пришёл Тарханов Александр Ростиславович, строитель по образованию, ранее работавший мастером в тресте «Приволжскстрой». Он выполнял поручения, искал пути решения возникающих проблем. В начале 1993 года в хозгруппу пришёл молодой художник Сильверстов Алексей Иванович. Ранее работал художником-оформителем в Моргаушском районе Чувашии. Все работники этой группы были на бюджете. В группу входили плотники, художники, рабочие по обслуживанию зданий и сооружений; всего вместе с руководителем – 10 человек. Поскольку все учреждения культуры подчинялись отделу культуры, и финансировались централизованно из районного бюджета, то многие вопросы содержания, оформления, ремонта проводились силами данных специалистов. Мастерская хозгруппы была укомплектована станками и инструментами, что позволяло кроме ремонтных работ, самим изготавливать и декорации.

При разработке эскиза декораций на «Мыры-93» мы сориентировали Алексея на концертные декорации и оформление сцены Центрального телевидения, попросили его разработать эскиз самый фантастически смелый и, я бы сказал, авантюрный в плане наших технических возможностей. В мае эскиз был готов. Начались поиски путей его решения. Сценическое световое оборудование у нас было примитивным. Свет на сцене включался и выключался вручную осветителем из подвальной части сцены. Затемнение прожекторов и софитов осуществлялось реостатной системой вручную тоже из подвала. Первое, что требовалось решить, это перевести световое оборудование на программный режим регулирования светом. Весь свет разделить на несколько групп, позволяющих выполнять заливку сцены определённым светом дистанционно с выносного пульта, а не из подвала. Нам повезло. Завод «Потенциал» перестал получать заказы, и специалисты-электронщики оказались без работы. Когда мы им объяснили наши по- желания, то уже через месяц мы испробовали первый четырёхканальный прибор, на каждом канале которого работало четыре программы светового переключения, как автономно, так и с пульта регулирования. Следующим нашим пожеланием стало всё световое оборудование сцены разделить на несколько групп и на каждую группу установить несколько про- грамм регулирующих световое оборудование. Общее световое оборудование вывести на пульт в зрительный зал к звуковой аппаратуре. Наши мастера изготовили восьмиканальный блок светового регулирования по четыре программы на каждом канале. Управление осуществлялось с выносного пульта напряжением в 12 вольт. Конечно, сейчас это может показаться игрушкой, но тогда для нас это был невероятный прогресс. Мы свободно могли пользоваться выносными прожекторами и гирляндами с бегущей световой дорожкой. В декорациях 1993 года, в лестницах и арках, было задействовано в нескольких группах световых гирлянд 1200 автомобильных ламп, управляемых с пульта регулирования. В этом же году мы опробовали эффект отражения. Пол сцены покрыли древесноволокнистой плитой и покрасили её белой эмалью с сиреневатом оттенком. Сработало! Особо завораживающе, по-зимнему, по-новогоднему, выглядела заливка сцены синим светом. Всё это дополнялось бегущей дорожкой в различных вариациях в ступеньках лестниц и арках. Когда накануне концерта, вечером, включили все световые эффекты, сцена оказалась невероятно красивой. На гала-концерте в этот год вновь присутствовал наш президент Владислав Максимович Зотин, который дал очень высокую оценку и концерту, и оформлению сцены.

Сегодня мне хочется отметить всех тех энтузиастов, которые трудились в те годы. Это Тарханов Александр Ростиславович, Сильверстов Алексей Иванович, Першуткин Валерий Евгеньевич, Парсаевы Владимир Фёдорович и Сергей Владимирович, Антонов Ян, Частушкин Евгений, и наши бессменные помощники инженеры-электронщики Корнилов Владимир Александрович и Мисаев Борис Леонидович. В изготовлении концертных декораций и декораций к массовым праздникам активно принимали участие и наши водители. Львов Николай Андреевич, механик-водитель отдела культуры – замечательный сварщик. Кроме всего он ещё и изобретатель. Его любимая поговорка – «С головой дружить надо»,  при этом щёлкал по своей голове. Активно включались в общую работу

Королёв Александр Михайлович, Салдаев Николай Анатольевич, Гаврилов Леонид Сергеевич.

Все последующие годы на данное мероприятие изготавливались новые декорации, шилась новая одежда сцены. Был задействован весь коллектив районного звена. Надо отметить, здесь нам большую помощь оказывали и библиотечные работники. Мы всегда старались поразить зрителя новым сценическим убранством. И зрительное «ах!» после звуков фанфар и открытия сцены для нас было самой большой наградой.

Но, как бы ни была красиво оформлена сцена, зритель основное удовлетворение получает от песни, от качества её исполнения, от костюма исполнителя, от постановки номера, от общего построения программы, от её ведения, от музыкального оформления и, конечно же, от репертуара. В успехе песенного конкурса особое место все годы занимал Сергей Коротков, который мастерски делал обработку песен и писал фонограммы большому количеству исполнителей. Новые песни Александра Соснова в исполнении ансамблей

«У сем» и «Весела тангвла» были украшением программы. Не забываема песня «Имнивлам нангеат» Николая Смирнова на слова Валерия Петухова в исполнении ансамбля «Шактемваж». Высокий уровень исполнения демонстрировали ансамбли и солисты Микряковского, Пайгусовского, Еласовского, Усолинского, Кулаковского и многих других клубов домов культуры. Проявил себя в новом качестве автора и исполнителя Виталий Салдушкин, призом зрительских симпатий был отмечен Филимон Иванушкин. Всегда бурными аплодисментами провожали со сцены Сергея Сидоркина. В программах конкурса появилось джазовое исполнение                       Татьяны Толстовой, в стиле рэп зазвучали песни Владимира Юшкина. Незабываемые яркие песни предлагали нашим самодеятельным артистам Македон Атласкин, Татьяна Колесникова, Софья Метёлкина, Николай Анисимов, Анатолий Саватеев и другие авторы. Качествен- но изменился исполнительский уровень. Конкурс проходил в два этапа, на каждом жёсткий отбор. Было немало слёз, но жюри было неподкупным. Как результат – в гала-концерт выходили самые лучшие номера и их исполнители.

Наряду с нашими местными композиторами, которые много работали в канун подготовки к конкурсу, мы старались привлекать к нашему мероприятию и профессиональных композиторов. Среди них хочется отметить Сергея Морозова, Сергея Захарова, Алексея Яшмолкина, Сергея Макова. Они помогали обогащать песенный репертуар. На каждый гала-концерт в качестве гостя приглашали ведущих солистов марийской эстрады, мастерство которых служило примером нашим участникам. В отборе лучших исполнителей долгие годы нам помогал ныне заведующий вокальным отделением колледжа культуры Республики Марий Эл, народный артист Республики Марий Эл Ромашкин Владимир Фёдорович.

ГАСТРОЛИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ

В 1980-е годы в стране была развита гастрольная деятельность профессиональных коллективов, которая давала определённый толчок развитию народного творчества. По плану «Росконцерта» в Козьмодемьянск приезжали «Добрые   молодцы»,  «Песняры», «Сябры», Кола Бельды с вокально-инструментальным ансамблем, ансамбль «Синяя птица», народная артистка РСФСР Ольга Воронец, народный артист СССР Леонид Сметанников и многие другие мастера. Были у нас в гостях и великие люди. Народный артист СССР, кавалер ордена Ленина Евгений Леонов и народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, участник Великой Отечественной войны Анатолий Папанов. Из Йошкар-Олы к нам их отправили на старенькой, видавшей виды автомашине «Волга». Из филармонии позвонили в отдел культуры и попросили их встретить на левом берегу Волги. Сообщив предварительно секретарю райкома о предстоящем визите известных артистов, мы на автобусе «Кубань» поехали их  встречать. Из райкома партии попросили портовиков поставить специальный катер к пассажирскому причалу. Когда я встретил гостей и предложил им пройти на катер, они в два голоса категорически отказались, заявив: «Вы же вместе с нами пассажиров не возьмёте, мы лучше на пароме вместе с машинами и людьми». В их голосах не было иронии, они просто захотели прокатиться на открытой палубе, пообщаться с народом. Переехав на правый берег, сели в автобус и отправились в гостиницу. Там их ждал концертный администратор. После размещения в гостинице и небольшого отдыха и обеда, в 16 часов у них был первый концерт. Это были их воспоминания, рассказы о съёмках и отрывки из фильмов с их участи- ем. Народ воспринимал их очень тепло. Аплодисменты звучали после каждого номера, иногда прерывая их выступление. Второй концерт был назначен на 19 часов. Тоже прошёл с большим успехом.

После вечернего концерта мы пригласили наших гостей в ре сторан на ужин. Кроме Леонова с Папановым и их концертмейстера, ведущего, на ужине присутствовали второй секретарь райкома Пичушкин Викентий Иванович, заведующий отделом пропаганды и агитации райкома КПСС Савельев Поликарп Иванович и Кошкин Юрий Иванович. Сидели долго, говорили о творчестве, о жизни. Они рассказывали о различных курьёзных случаях из своей актёрской жизни. Общаясь с ними, мы поражались их простоте и доступности в общении. Да это были великие, признанные народом люди, но они не страдали звёздной болезнью. На следующий день мы проводили их в аэропорт, предварительно заказав им билеты. В Йошкар-Олу из Козьмодемьянска летали самолёты АН-2, брали на борт 12 человек. Мы подъехали за полчаса до вылета. В аэропорту много народа. И вдруг появился Арсений Яйцов с гармошкой. Перед зданием аэропорта начался неожиданный концерт. Плясали все, включая наших гостей. К самолёту пошли всей толпой. На взлётной полосе пели и плясали ещё минут 15–20. Пилоты не торопили пассажиров и были весьма удивлены столь великим персонам. После посадки на борт 13-ым пассажиром взяли и Арсения Яйцова. Пилоты иногда брали тринадцатого, усаживая его на доску между сидениями пилота и штурмана. Так что Арсений во время всего полёта развлекал пассажиров и вернулся следующим бортом тоже на дощечке.

У меня с собой был фотоаппарат и я сделал несколько снимков в аэропорту и на взлётной полосе. После этих снимков у Арсения и зародилось хобби фотографироваться со знаменитостями.

Арсений – уникальная личность, о нём можно написать не одну занимательную книгу. Только Арсению мог сойти с рук выезд на взлётную полосу на мотоколяске, вслед за самолётом, уходящим в конец взлётной полосы для разбега и взлёта. А дело было так. Николай Егоров по заказу Марийского радио подготовил материал о зимовке скота к вечернему эфиру. Монтаж материала завершил к обеду. Как правило, кассету с записью отправляли рейсовым самолётом, которую забирал в аэропорту Йошкар-Олы студийный курьер. Но когда Егоров вышел из студии, то поблизости не оказалось, ни одной машины, с кем бы можно было доехать до аэропорта. И вдруг подъезжает Арсений на мотоколяске, крытой брезентом и соглашается подбросить журналиста в аэропорт. Когда они завернули в сторону порта, то увидели, что самолёт уже произвёл посадку пассажиров, развернулся и направился в начало взлётной полосы. Арсений, недолго думая, выехал на взлётную полосу и рванул вслед за самолётом. Развернув самолёт, пилоты увидели мчащуюся навстречу им таратайку. Остановились. Арсений, остановив машину, размахивая пакетом, бежал навстречу с криком о важном и срочном сообщении для Марийского радио. Николай Петрович, бледный от страха, сидел в коляске, лишённый дара речи. Но пилоты взяли у него пакет, дождались, когда он покинет взлётную полосу, и улетели. Материал вовремя прозвучал в эфире. В целом, гастроли профессиональных коллективов были как организацией досуга и возможностью жителей города и района соприкоснуться с профессиональным высоким искусством, так и школой мастерства для работников культуры, для руководителей районных вокально-инструментальных ансамблей. Наши музыканты воочию могли слышать и видеть аранжировки песенных произведений, уровень исполнительского мастерства, подбор репертуара, свойственного их манере исполнения, костюмы, сценическую культуру. Всё это невольно становилось мерой для подражания.

1983. КОЗЬМОДЕМЬЯНСКУ 400 ЛЕТ

Самым ярким событием в культурной жизни города Козьмодемьянска было празднование его 400-летия. Первоначально празднование было назначено на 15-16 июня. По планам и замыслам планировалось в программе задействовать до тысячи человек. Сценарий праздника был заказан заслуженному работнику культуры РСФСР Кудашову Владиславу Серафимовичу, работавшего директором русского драматического театра в Йошкар-Оле. Он представил свои предложения по празднику в конце марта. Сценарий рассматривали у секретаря РК КПСС по идеологии Ведерниковой Софьи Андреевны, где присутствовали все ответственные работники, связанные с проведением юбилея. Сценарий слушался и воспринимался легко, но в постановке был больше рассчитан на профессиональных артистов. Многие эпизоды и элементы постановки были не под силу участникам художественной самодеятельности. Не ладилось и с идейным содержанием сценария. В основе сценария лежала легенда о создании Козьмодемьянска святыми Козьмой и Дамианом, которые по замыслу являются в город на стругах и ведут торжество. Сценарий был возвращен на доработку. В после- дующем, в связи с циклом сельхозработ, празднование юбилея было перенесено на конец года. Летом удалось провести лишь фольклорную ярмарку во вновь создаваемом музее, который строился методом народной стройки предприятиями города и района. Открытие музея и фестиваля состоялось в 10 часов 25 июня 1983 года, хотя его строительство полностью ещё не было завершено. Оно велось методом народной стройки предприятиями города и района. Данное мероприятие было организовано больше для Казанской киностудии, готовившей хроникально-документальный фильм, посвящённый городу. Штаты музей получит лишь с 1 августа 1987 года. До этого времени музей содержался за счёт районного «Межхозлесхоза».

Вновь заговорили о юбилее города после завершения сельхозработ. Вся штурмовщина по подготовке праздника легла на плечи работников культуры. После разговора с министром культуры Марийской АССР Петровым Геннадием Семёновичем, режиссёром-постановщиком праздника был определён главный режиссёр русского драматического театра Георгий Викторович Константинов. Ему предстояло организовать торжество за трёхнедельный срок. Здесь и написание сценария, постановка программы, подготовка коллективов художественной самодеятельности для участия в программе. Нагрузка невероятная.

Построение концертной программы осуществлялось за счёт коллективов художественной самодеятельности района и города с относительно готовыми номерами. Требовалось довести их до высокого профессионального исполнения, а главное, сделать яркое красочное театрализованное вступление и финал с участием более тысячи человек.

Торжество   состоялось  16-17 декабря 1983 года. 16 декабря во Дворце культуры прошёл тематический вечер «Слово о нашем городе» по сценарию Сергея Ивановича  Захарова,  автора книги «Молодость древнего города», вышедшей к 400-летнему юбилею. Вела программу актриса русского театра Нинель Александровна Константинова. Концерт, посвящённый юбилею города, стал для всех нас хорошей школой организации и проведения мероприятий подобного уровня. Георгий Викторович очень эмоционально воспринял данное поручение. С нуля организовать юбилей за три недели он считал авантюрой. Но все знали о его мастерстве, великом опыте в постановке, как театральных представлений, так и концертных. Он поставил условие – все его просьбы должны быть исполнены беспрекословно. В случае неисполнения чего либо, он отказывается от постановки. В программу для участия в концерте он запросил Марийский музыкально-драматический театр, Русский драматический театр, Марийскую государственную филармонию с ансамблем «Марий Эл» и Хоровой капеллой. Потребовал представить для просмотра все коллективы художественной самодеятельности города и района и просмотреть их в течение трёх дней. График просмотра – с 9 утра до 20 часов вечера. Час на обед и ни минуты простоя.

В помощники себе взял балетмейстера Александра Акимовича Чеботкина, который в свою очередь пригласил для отработки танцев заведующего танцевальным отделением культпросветучилища, балетмейстера Салдаева Геннадия Григорьевича. После просмотра коллективов, были включены в общий сводный хор все хоры города и района, это было около четырёхсот человек. На постановку концерта, на все репетиции оставалось две недели. Из репертуара театров, программы ансамбля Марий Эл и коллективов художественной самодеятельности был составлен набор номеров для будущей программы. Из танцевальных коллективов района было решено поставить танцевальную сюиту на 32 пары.

Сцена, казалось, не способна вместить такое количество участников одновременно. Георгий Викторович распорядился снять всю одежду сцены Дворца культуры, и заменить её на праздничную одежду, привезённую из театра. Тем самым кратно увеличил пространство сцены. Затем были повешены фартуки вместо кулис и новый горизонт.

На репетиции всех участников концерта из района возили автобусами ежедневно. Распоряжением райисполкома все участники были освобождены от работы на весь период подготовки с сохранением заработной платы. Режиссурой многих номеров занимался лично Георгий Викторович. Репетировали вход, выход, манеры поведения на сцене. Особые требования были к костюмам, к обуви, к общей внешности. За кулисами работали парикмахеры, гримёры. Чеботкин и Салдаев оттачивали движения и фигуры танцев.

В программу концерта включили и Сарапаевский фольклорный коллектив с постановкой «Посиделки». На просмотре они представили программу почти на 30 минут. После просмотра Георгий Викторович им предложил сократить программу до 7 минут. Через день на просмотре оказалось 15 минут. Тогда Георгий Викторович пере- кроил их выступление и вписал все их события в четыре с половиной минуты. Если в начале репетиции сарапаевцы про себя возмущались, считая, что за 7 минут невозможно показать целый вечер, то после постановки Константинова были безумно счастливы, настолько всё стало динамичным, ярким, и интересным. Впоследствии с этой программой они не раз становились призёрами на фольклорных праздниках и фестивалях.

К празднованию юбилея города был объявлен целый ряд конкурсов и смотров народного творчества, среди них был конкурс на лучшую песню о Козьмодемьянске. На праздничном концерте звучало немало песен о городе. Под симфонический оркестр Марийского музыкального  театра исполнили «Песню о Козьмодемьянске» Андрея Эшпая солисты театра Тамара Перепелица и заслуженный артист МАССР Арсений Венедиктов. В программе была исполнена и песня Владислава Куприянова на слова Николая Егорова «Пелед уэм туан Козьмодемьянск», которая была высоко оценена Андреем Яковлевичем Эшпаем, присутствовавшим на юбилейных мероприятиях.

Ярким, незабываемым был финал концерта, когда сводный хор с песней «Марш энтузиастов», дополнил сводный танцевальный коллектив с множеством танцевальных сюжетов, затем на сцену выходят все участники концерта с флажками, с разноцветными платочками, на импровизированной трибуне появляется Владимир Ильич Ленин и произносит знаменитую речь «Что такое Советская власть». Проход в зрительном зале также был заполнен участниками концерта, всё это создавало эффект торжественности, величия и гордости за нашу Советскую Родину.

В последующем мы неоднократно использовали его приём в изюминками в программе на многих выступлениях района, в фестивале «Салют Победы» в Йошкар-Оле. В 2000 году на сцену ДК им. ХХХ-летия Победы вышло на сцену более 500 участников концерта. Это была проба начала проведения в районе Певческого праздника.

Георгий Викторович Константинов показал нам, как можно использовать пространство сцены, ярко продемонстрировал требования к культуре сцены, к костюму, к декорациям.

ПЕВЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК

История организации Певческого праздника берёт свое начало в 1996 году, с посещения Эстонии. Поездке руководителей отделов культуры районов предшествовал приезд наших коллег из Эстонии летом того же года. Уезжая, они благодарили нас за гостеприимство и пригласили к себе с ответным визитом. В Таллине нас встретили представители министерства культуры. На первой официальной встрече заявили, что программу нашего пребывания в Эстонии они организуют немного иначе, в отличие от программы пребывания в нашей республике. У нас, пребывая пять дней, они посетили четыре района, знакомясь с разнообразием культуры районов нашей республики. С улыбкой вспоминали, что фактическое знакомство и увиденное в Марий Эл у них произошло не в дни пребывания, а гораздо позже, уже по возвращению и после просмотра отснятого видеоматериала.

Народ марийский хлебосольный, умеет угощать не только пирогами и блинами, но и чем по- крепче, а дальше каждый рассчитывает на собственное здоровье. Ну, видимо, «здоровье» наших гостей где-то и в какой-то момент подкачало.

Нас разделили попарно и развезли по уездам для более подробного знакомства с работой органов культуры на местах. Меня с Геннадием Георгиевичем Тырышкиным на своём транспорте забрали наши коллеги из города Пайде. По приезду в небольшой уездный город устроили в гостиницу, затем мы познакомились с работой отдела культуры. В отделе у них работало два человека: руководитель и специалист. За руководителем закреплён автомобиль из парка администрации. Техническое обслуживание и заправка автомобиля осуществлялось службой гаража. Водитель в штате отдела культуры не предусматривался. Дворец культуры, расположенный в городе выполнял такие же функции, как и у нас районный Дом культуры. Что поразило: в каждом уезде у них имелись свои небольшие певческие поля, где проводились уездные певческие праздники.

В один из дней нам устроили обзорную экскурсию по Таллину. В программу экскурсии входило и посещение Певческого поля. Грандиозное сооружение впечатлило своим величием. Природный ландшафт создавал великолепный громадный амфитеатр, способный собрать воедино десятки тысяч, как участников сводного хора, так и его слушателей. В последующем, знакомясь с историей организации певческого праздника, понимаешь силу и значение песни, её объединяющее начало. Подобные хоры позволяют поставить в один ряд людей различных слоёв и социальных групп, объединяя их в нацию, в народ, придавая силу и уверенность.

Всё увиденное и услышанное не могло не побудить желания провести подобное у нас. К сожалению, от идеи до её реализации прошло почти шесть лет. Тому было немало как объективных, так и субъективных причин.

В творческом плане в нашем районе был накоплен значительный потенциал: высокая певческая культура, широкий репертуар, хоровые коллективы, как детские, так и взрослые. Имелись опыт про- ведения юбилея города Козьмодемьянска, где было задействовано около тысячи человек и первого фестиваля «Салют Победы» в 1995 году, где было задействовано также большое количество участников. Но в череде крупных массовых мероприятий, требующих как организационной, административной, так и финансовой поддержки, подобного мероприятия у нас не было.

И первое, что требовалось решить – это принятие административного решения, затем найти место, время и форму его проведения. К сожалению, идею певческого праздника не сразу поддержали коллеги. Все понимали, что если начинать такое мероприятие и проводить его качественно, то нужно отказываться от каких-то иных мероприятий. Кроме того республиканский график проведения различных фестивалей, конкурсов и смотров не предполагал отказов или игнорирования. Отказ от участия в республиканских мероприятиях незамедлительно скажется на рейтинге и оценке качества работы учреждений культуры района.

Единственным праздником, которым можно было бы «пожертвовать» – это Пеледыш айо. Пеледыш айо, так же как и луговомарийский Пеледыш пайрем, имеет свою историю и свои традиции. Впервые он зародился в сернурской стороне, как праздник, прославляющий труд хлебороба, отражающий победу коллективного труда над частным мелкотоварным производством. На данном празднике чествовались передовики сельского хозяйства, им посвящается весь праздник. Всё это десятилетиями находило отражение и в нашем районе, даже сценарий и персонажи праздника редко переписывались. Менялись исполнители ролей, руководители, участники праздника, но смысл и содержание его не менялись. На протяжении многих лет районный праздник проводили на поляне «Санаторного леса» возле села Еласы. Рядом с поляной находилась пасека колхоза «Коммунизм». Конечно, праздник был актуален в первые годы Советской власти, но с года- ми превращался в определённый шаблон. После поздравления и награждения передовиков производства все руководители района, руководители колхозов и совхозов уходили на пасеку за праздничный стол и больше не появлялись на поляне. На поляне оставались лишь работники культуры и милиция. К 15 часам ситуация начинала вы- ходить из-под контроля. Милиция требовала срочного сворачивания мероприятия. Конечно, на празднике работали и детские игровые площадки, организовывались и выставки-продажи декоративно прикладного творчества, было и соответствующее оформление праздника, но в общем итоге он всегда сводился к массовому «застолью» на природе со всеми вытекающими последствиями.

В 1995 году ушёл на пенсию глава районной администрации Инаков Виктор Никандрович. Это был руководитель прошедший большую партийно-хозяйственную школу, школу жизни. Он пользовался заслуженным авторитетом среди самых широких слоёв населения, он разбирался во всех отраслях народного хозяйства, представленных в районе. На смену Инакову был избран главой Алёхин Варсонофий Арсентьевич. До администрации района 13 лет проработал председателем Еласовского сельского совета.

К  культуре  Варсанофий Арсентьевич относился доброжелательно, но поскольку финансово помочь не мог (иногда не хватало денег даже на заработную плату), то о вопросах, касающихся развития  творчества,  говорил: «Ты культуру знаешь, чего спрашиваешь? Как знаешь, что хочешь, то и делай». Это были годы абсолютной свободы действий. Вопрос организации и проведения Певческого праздника мы с ним обсуждали неоднократно, но, учитывая безденежье, пойти на что-то новое было невозможным.

С истечением срока полномочий Алёхина, 19 декабря 2000 года на смену ему пришёл Степанов Анатолий Геннадьевич, ранее работавший председателем колхоза им. Ленина в с. Усола. Крепкий хозяйственник, проработавший председателем колхоза долгие годы, он пользовался авторитетом как у себя в хозяйстве, так и высоко ценило его руководство района. Но на посту главы он пробыл всего три месяца, обсудить идею праздника мы не успели.

С уходом Степанова с 24 марта 2001 года согласно Уставу района исполнять обязанности главы администрации района до очередных выборов стал Кубеков Леонид Зиновьевич. В продвижении имиджа района он сделал ставку на культуру.

К 2002 году сложилась благоприятная административная и творческая среда для организации и проведения Певческого праздника. Кубекову было необходимо показать особенность Горномарийского района, и он с удовольствием принял предложение о проведении праздника «Пеледыш айо» в новой форме. Эстонский певческий праздник имеет большое значение в сплочении нации, нечто подобное требовалось и нашему району постсоветского периода. Требовалась идея и форма её реализации. Я получил возможность выступления с идеей проведения данного праздника на всех совещания, проводимых в районе с самой разной аудиторией. Следом шла и административная поддержка руководства. Немало приходилось убеждать в необходимости проведения данного мероприятия и работников культуры. Собравшись в начале года в отделе культуры, определились с потенциальными участниками сводного хора. Общее количество достигало 500 человек. Определились с порядком проведения репетиций, разделились на две зоны. Первая часть собирается на репетиции в Виловатово, вторая – в Микряково. Определили хормейстеров для проведения репетиций по зонам. В Виловатово – Смирнов Николай Алексеевич, хормейстер Виловатовского ансамбля песни и танца. В Микряково – Толстова Татьяна Константиновна, руководитель Микряковского детского хора. Определили репертуар на первый год. Первую сводную репетицию провели в ДК им. Я Эшпая в марте.

Когда привезли такое количество участников во дворец и собрали их всех в зрительном зале, я вышел на сцену, посмотрел в зрительный зал и вдруг ощутил страх перед такой массой, которой нужно управлять. Но сдержался, не проявив свой страх внешне, этим я мог погубить идею праздника на корню. На первый случай музыкантов и дирижёра поставили на сцену, хор весь разместили в зрительном зале. В качестве дирижёра определили Татьяну Толстову. Смирнов возглавил оркестр народных инструментов. Но когда начали разучивать песню по партиям, то оказалось, они не слышат друг друга. Звук глушится в стенах зала. Потребовалось срочное пере- строение. И здесь вновь выручила хозгруппа. Срочно сняли всю одежду сцены, увеличили сценическое пространство, выставили все имеющиеся станки с передвижной сценой и выстроили хор на станках по голосам. Среди участников хора вдруг кто-то высказал опасение, что сцена может не выдержать такого количества участников и провалится. Тут я поспешил всех успокоить, что эта сцена в своей истории уже видела и большее количество участников.

К концу репетиции хор стал управляемым, стало появляться слаженное его звучание. С репетиции участники разъезжались уже с уверенностью, что из этой затеи что-то может и получиться. После целого ряда репетиций в конце апреля в ДК им. Я. Эшпая решили провести праздник «Хоровая весна», где каждый коллектив выступил со своим репертуаром, а завершился праздник выступлением сводного хора. На данное мероприятие мы пригласили руководите- лей организаций, предприятий, депутатов, жителей города и района. Вся программа прошла на большом подъёме, чувствовалась поддержка зрительного зала. Увиденное на сцене невероятно поразило и главу администрации Горномарийского района Л. З. Кубекова.

Ничего подобного в республике не было. «Хоровая весна» традиционно проводилась в Йошкар-Оле, куда съезжались хоровые коллективы со всех районов, их уровень оценивало жюри, но сводного хора с таким количеством участников не было: ни в столице, ни в одном районе. Идея проведения Певческого праздника на открытом воздухе, на природе, была полностью поддержана. Требовалось срочное решение ряда организационных и технических вопросов. Во-первых, необходимо было решить с местом проведения праздника. Поляна возле села Еласы для подобного мероприятия не подходила из-за сложностей с оборудованием сцены для такого количества участников, да и зрителям на ровной площади было неудобно для просмотра и восприятия происходящего действия. Для подобного мероприятия требовался ландшафтный амфитеатр. Я объехал несколько мест вдоль берега Волги, склоны и поймы малых рек в районе. Наиболее подходящими местами показались бывший колхозный сад на террасах берега Волги под Носёлами и территория пионерского лагеря возле д. Сиухино. Тем более, там уже была летняя эстрада с асфальтированной танцевальной площадкой и к территории лагеря имелась дорога с асфальтным покрытием. Только после этого я обрисовал ситуацию Кубекову. Приехав с ним на территорию лагеря, мы обошли всю прилегающую территорию. Эстрадная площадка оказалась маловатой для большого действа, пошли искать дальше. Остановились на поляне, окружённой склоном и с проездом с верхней террасы склона. Леонид Зиновьевич предложил обустроить это место, я согласился. Часть поляны заросла мелким густым березняком. Поляна имела уклон и требовала планировки. В 80-е годы на данной территории находился пионерский лагерь, размещался он в здании старой школы. Взамен старым строениям было спроектировано и начато строительство нового комплекса зданий для организации детского отдыха. Но с развалом Советского Союза, с распадом колхозов и совхозов (заказчиком выступал совхоз «Волга»), стройка оказалась брошенной, фундаменты незастроенных объектов вынимались из земли и растаскивались. Обойдя территорию стройплощадки, также поросшей березняком, мы обнаружили в зарослях фундаменты небольшого строения. Кубеков предложил сцену выстроить из фундаментных блоков, попросив меня разработать конструкцию сцены и определиться с её размерами. Затем, в порядке оказания спонсорской помощи, администрация обратилась к Горномарийской ПМК, к её руководителю В. Г. Иванову с просьбой выстроить сцену из фундаментных блоков, вынув их из земли. Вениамин Геннадьевич согласился. Затем обратились к дорожникам с просьбой отсыпать перед сценой площадку и её заасфальтировать, на что директор ДРСГУП Сурнов Вениамин Вячеславович согласился и выполнил все необходимые работы. Обустроить места для зрителей попросили директора Горномарийского ремонтно-технического предприятия Вениамина Гурьевича Кусуткина, он также согласился выполнить всё необходимое. Кусуткин всегда поддерживал культуру, помогал в проведении самых разных мероприятий, был постоянным спонсорам конкурса «Мыры». Мы старались многих руководителей приглашать на крупные мероприятия парами, так как у них не всегда было время отслеживать наши афиши, но и соответственно они помогали и нам.

Честно говоря, когда мы с Кубековым лазили здесь по оврагам, я мало был уверен, что за столь короткий срок, а до праздника оставалось менее месяца, что-то можно сделать капитально. Да и финансовое положение всех районных предприятий было пошатнувшимся. Но общий положительный настрой и упорство руководителя района позволили реализовать все наши планы. Обсуждая сценарий праздника, я долго не соглашался с намерением Кубекова подводить итоги весенне-полевых работ на фоне выстроенного хора, используя хор в качестве декораций. Но он настоял. Единственно, с чем он согласился – выступающим не зло- употреблять временем. Для него данное мероприятие было важно в плане самоутверждения, как руководителя, как управленца района, тем более, что в районе ничего подобного ранее не было. Не было ничего подобного и в других районах республики. В 2002 году сводный хор исполнил всего три песни, но это было только начало. Главное – праздник состоялся. О нём сразу же заговорили не только в нашей республике, но и за её пределами. Заместитель Главы правительства, министр культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Михаил Зиновьевич Васютин вскоре после певческого праздника, на моём 50-летнем юбилее, дал высокую оценку как идее праздника, так и её воплощению в жизнь. Конечно, надо отдать должное Татьяне Константиновне Толстовой и Николаю Алексеевичу Смирнову, благодаря их упорству и мастерству состоялся сводный хор. Параллельно Николай Алексеевич собрал оркестр народных инструментов, сопровождавший хоровое исполнение. Большая работа проведена и директорами сельских домов культуры, которые внесли значительный вклад в формирование сводного хора. Это они работали непосредственно с каждым участником хора, обеспечивали участие коллективов в кустовых и сводных репетициях.

Сценарий, режиссуру и постановку первого и последующих праздников осуществляла директор районного Дома народного творчества Тарханова Валентина Александровна. И, конечно же, большую организационную роль в этом празднике, и во всех про- водимых мероприятиях, за более чем три десятилетия сыграла инспектор отдела культуры, затем ведущий специалист отдела Максимова Людмила Спиридоновна. Её уникальная память, знание всех по имени – отчеству, кто когда-либо работал в учреждениях культуры района, знание их творческих способностей, помогало оперативно решать многие вопросы. В оформлении праздника хочется вновь особо подчеркнуть роль художников хозяйственной группы, всех без исключения: бессменных водителей отдела культуры Львова Николая Андреевича, Гаврилова Леонида Сергеевича, Салдаева Николая Анатольевича, Королёва Александра Михайловича, которые не были простыми перевозчиками, они непосредственно активно участвовали во всех проводимых мероприятиях, проявляя немалую инициативу.

В    организации  певческого праздника очень большая поддержка была оказана учреждениями образования района. И в первую   очередь  руководителем отдела образования Тораевым Нифонтом Нифонтовичем. Директора школ сами входили в со- став сводного хора, школьным транспортом помогали осуществлять перевозки. Это был громадный труд всей административной системы района.

Подводя итоги первого года праздника, были отмечены, как его положительные стороны, так и выявленные недостатки. Из положительного отмечено рождение новой формы проведения праздника Пеледыш айо, организация сводного хора. Как составляющая праздника – ярмарка изделий народных промыслов и ремесёл. Из пожеланий запомнилось – расширить программу ярким разнообразием. Блинов Леонид Иванович, заместитель главного врача Центральной районной больницы, предложил по примеру Ядринского района Чувашии, где он побывал на празднике, организовать «дворики» сельских поселений, где каждое поселение представляет богатство земли и народа. Кроме хоровой сцены, было решено устроить эстрадную сцену и детскую игровую площадку.

В Моргаушском районе Чувашии на праздниках использовались карусели, приводимые в движение вручную. Вращение карусели сопровождалось игрой на гармошке и барабане. Аттракцион незатейливый, но дети его осаждали во время всего праздника. У нас подобного ничего не было. Приняли решение в 2003 году пригласить их к нам на праздник.

Кроме того хоровая сцена требовала конструктивной доработки. Вырубив березняк со склона горы за сценой, мы открыли замечательный вид на устье реки Юнги с великолепным пейзажем на Волгу, но вместе с тем и открыли простор ветрам, постоянно дующим с Юнги и Волги. Требовался навес, закрывающий участников хора, как от ветров, так и от солнца.

Конструкцию навеса разработал Леонид Зиновьевич Кубеков, выполнив все необходимые расчёты по нагрузкам. Тент на каркас был пошит в пошивочном цехе птицефабрики «Горномарийская». Им же была предложена и разработана чаша праздничного огня и подъём флагов праздника.

В 2003 году были уже учтены все ранее обозначенные предложения. Сцена обрела завершающий вид. В репертуар хора впервые были включены гимны России, Марий Эл и Горномарийского района. Идея единения народа через хоровое пение проходила красной линией через весь праздник. Нам, организаторам, было очень важно видеть реакцию участников праздника. Когда впервые, открывая певческий праздник, хор начал исполнять гимн России, без какой-либо команды, сидящие на местах зрители, все вдруг разом встали, гимн Республики Марий Эл слушали стоя. Когда хор начал исполнять гимн Горномарийского района по лицам зрителей потекли слезы. Многие пытались под- певать, сливаясь в общенародную поющую массу. Результат идеи заложенной в праздник, был налицо, и это не могло не радовать нас, организаторов праздника. Далее хор исполнил ещё пять произведений.

Обсуждая результаты праздника 2003 года с Н. Н. Тораевым, руководителем отдела образования района, приняли решение организовать детский певческий праздник. Дать возможность детским школьным хоровым коллективам выступить на сцене Певческого поля в сводном детском хоре 1 июня в День защиты детей. Тем самым постепенно приобщать школьников с ранних лет к хоровой культуре.

В 2004 году в двух хоровых составах у нас насчитывалось примерно по 500 человек. Но 1 июня с утра полил сильный дождь, температура упала до 10–12 градусов, праздник пришлось отменить. Но так как детский хор был готов к участию со своей программой, кроме того многие детские хоры исполняли и репертуар взрослого хора, то было принято решение два праздника объединить в один общий. В общем сводном хоре всего участвовало более тысячи человек. Праздник прошёл с очень большим размахом, хоровое пение было слышно не только на поляне, но и в близлежащих сёлах. Всего в хоровом исполнении прозвучало 18 произведений.

На данном празднике было много гостей из нашей республики и Чувашии. В качестве гостя присутствовал кандидат в депутаты Государственной Думы, ведущий программы «Моя семья» Валерий Комиссаров, представители Правительства и Министерства культуры Республики Марий Эл, гости из Эстонии, Центральное и Марийское телевидение. За три года праздник встал на ноги, приобрёл невероятную популярность. Он стал, наряду с конкурсом «Мыры», визитной карточкой Горномарийского района. О нём стали много говорить и писать.

При всем внешнем пафосе и успехе в организации и проведении праздника 2004 года, проявилась и другая сторона, сторона реальных возможностей в органи- зации и проведения подобных мероприятий. Для всего передвижного состава, имеющегося в городе и районе, оказалось непросто, со всеми мерами предосторожности, перевезти такое количество участников, обеспечив их питанием. В последующие годы количество участников сводного хора, без учёта гостей, не превышало 400- 450 человек. Надо отметить, Луничкин Александр Николаевич, руководитель отдела культуры администрации Килемарского района, активно сотрудничал с нашим районом, ежегодно в сводном хоре из Килемар участвовали у нас до ста человек. Их солисты долгие годы были участниками песенного конкурса «Мыры».

В 2007 году район выдвинул коллектив организаторов праздника на соискание Государственной премии Республики Марий Эл им. Ключникова-Палантая, которые стали её обладателями.

Проект «Семь чудес финно- угорского мира», проводимый в 2010 году, в котором приняли участие жители России, Эстонии, Финляндии и Венгрии. Всего в конкурсе было 4 номинации: «Природа», «Культура», «Памятники  и  сооружения», «Праздники». В каждой номинации на основе народного голосования было выбрано 7 чудес. В числе главных праздников финно-угорских народов наибольшее число голосов собрали «медвежьи игрища» ханты, затем следует певческий праздник марийцев Пеледыш айо.

На пленарном заседании Игнатьевских чтений, проводимых в ДК им. Я. Эшпая 1 апреля 2011 года, «Свидетельство автора идеи» данного праздника министр культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Васютин Михаил Зиновьевич вручил Главе администрации Горномарийского района Кубекову Леониду Зиновьевичу.

Позже в книге «Горномарийский район. Страницы истории», вышедшей в Горномарийском районе в 2009 году в разделе «Культура» нашёл о себе следующую информацию: «Был непосредственным участником певческого праздника». История праздника оказалась переписанной, а автор идеи и один из главных его организаторов переназначен в «один из активных участников».

ИТОГО

Анализируя годы работы в культуре, хочу сказать, что это были годы творческой активности, постоянного поиска нового. Четверть века на одном дыхании – ни дня расслабления, ни для себя, ни для коллектива. Было всё – и успехи, и огорчения, но унынию не предавался. Нам удалось прожить и пройти через сложные 1990-е годы, не растеряв традиций, не загубив народное творчество, сохранив профессионализм работников культуры.