20 октября 2020 года в Йошкар-Оле открылась межрегиональная конференция «Родные языки в поликультурной среде региона: сохранение, использование, развитие».

У конференции шесть организаторов: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Министерство культуры, печати и по делам национальностей Марий Эл, Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истрии имени В. М. Васильева, Марийский институт образования.

Участников около 50 человек, представляют Москву, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Великий Новгород, Сыктывкар, Екатеринбург, Чебоксары, районы и города Марий Эл.

На первом пленарном заседании выступил председатель Всемарийского совета – Мер Каҥаш Александров Эдуард Васильевич.

Публикуем тезисы выступления.

МАРИЙСКОМУ ЯЗЫКУ БЫТЬ!

Добрый день, уважаемые участники научно-практической конференции!

…Язык – великое наследие для всех поколений, он, как и земля, неделимый фонд у народа в прошлом, в настоящем и в самом отдалённом будущем. Засорять его, обеднять — значит обкрадывать не только самих себя, но и тех, кто придёт нам на смену…(Русский писатель Михаил Николаевич Алексеев)

1-3 октября 2020 года в Йошкар-Оле прошёл XI съезд марийского народа. Это главное общественное событие в жизни нашего народа. На Съезде приняли участие делегаты из 19 регионов Российской Федерации. Работали пять секций: «Традиционная религия», «Будущее народа», «Общественная жизнь», «Деревня и город». Самой большой и «горячей» стала секция «Семья, образование и родной язык». В ней обсуждались вопросы марийского языка, его преподавания в Марий Эл и в регионах компактного проживания народа мари. Итогам работы данной секции и посвящён мой доклад.

К сожалению, ситуация остаётся  сложной,  динамика не радует. Если в 2001 году родным языком называли марийский – 81, 8% опрошенных, то в 2011-м уже на 5 процентов меньше — 76,4%.

В 2015-м — 78,7%, в 2018-м – 68,8%, в 2019 году – 66,9%.

В большей мере марийский язык, как и языки других этносов, сохраняется в сельской среде, но и здесь происходят процессы, негативно влияющие на состояние родного языка. Это – так называемая оптимизация школ, отток населения в более развитые районы и города республики.

Выбор языков для изучения в школах за 2019 год сложился следующим образом: марийский (родной) язык изучают 10,3 процента от общего количества обучающихся (7 799 обучающихся в 80 общеобразовательных организациях Марий Эл); изучение марийского (государственного) языка в образовательных организациях, расположенных преимущественно в городах и посёлках городского типа с преобладанием русскоязычного населения, осуществляется в рамках отдельного учебного предмета либо интегрировано с учебным предметом «История и культура народов Марий Эл». При этом объёмы учебного времени корректируются в зависимости от продолжительности учебной недели и разработанных, утверждённых образовательной организацией рабочих программ на основе примерных образовательных программ по предметам, обеспечивающим языковые права и этнокультурные потребности обучающихся в Марий Эл (но не более 2 часов в неделю). Общее количество изучающих марийский (государственный) язык как отдельный учебный предмет составляет 20,7 процента (15 678 обучающихся в 96 общеобразовательных организациях), интегрировано с учебным предметом «История и культура народов Марий Эл» — 27,4 процента (20 784 обучающихся в 86 общеобразовательных организациях). Картина тревожная.

Всемарийский совет работал и дальше будет работать над повышением статуса марийского языка.

1. На пленумах и президиумах Всемарийского совета неоднократно обсуждались вопросы, связанные с преподаванием марийского языка, среди них:

— Современное состояние и перспективы («Язык. Образование. Наука» (в городе Кирове);

— О преподавании родного языка (об исполнении Федерального закона (Казань); 

—  О соблюдении языковых и этнокультурных прав в дошкольных и школьных образовательных учреждениях (Об учебниках на марийском языке, об их количестве и качестве) (Йошкар-Ола);

— О создании ассоциации учителей родного языка (Йошкар-Ола);

— Об использовании марийского языка в образовательных учреждениях. В частности, в День знаний представители Всемарийского совета посещали школы с приветствиями и поздравлениями на марийском языке (в Йошкар-Оле и регионах компактного проживания народа мари).

  2. В течение четырёх лет (от съезда к съезду) было дано множество консультаций по вопросам  преподавания марийского языка, формирования учебных планов, о соблюдении Закона об образовании и другим.

В августе 2018 года Министерством образования и науки Республики Марий Эл было проведено совещание об изменениях в 11-й и 14-й статьях Закона об образовании. На совещании присутствовали заместители глав администраций муниципальных образований, руководители отделов образования. Мы, представители Всемарийского совета, на совещании  отстаивали позицию сохранения родного языка в учебных планах.

Здесь хочу отметить позицию Первого заместителя Главы Правительства Михаила Зиновьевича Васютина и министра образования Натальи Васильевны Адамовой. Они стремились дать верное направление обсуждению. Спасибо.

Мы (Эдуард Васильевич Александров, Лидия Геннадьевна Иксанова, Виктор Иванович Иванов) вместе с министром Натальей Васильевной Адамовой побывали в ряде районов республики, проводили беседы с директорами школ, заведующими детских садов.

В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Это первый пункт 14-й статьи «Закона об образовании». В шестом пункте говорится: «Свободный выбор языка образования, из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей…». Значит, родители в качестве родного языка выбирают марийский или русский или любой другой язык; значит, родители несут особую ответственность за выбор языка своими детьми.

Таким образом, с 8 по 23 августа 2018 года нами была проделана полезная работа, с тем,  чтобы граждане могли воспользоваться своими правами.

  3. На заседаниях Правительственной  комиссии по государственным языкам Республики Марий Эл обсуждались вопросы, связанные с ролью марийского языка, с его преподаванием. Среди них:

— о преподавании марийского языка в образовательных организациях Республики Марий Эл;

— об использовании в практике преподавания марийского языка  электронных ресурсов этнокультурной направленности;

— о подготовке учителей марийского языка;

— об открытии в районах республики и в Йошкар-Оле школ с одновременным изучением нескольких языков. Разумеется, в таких школах марийский язык должен изучаться как родной язык.

4.  Были приложены усилия по сохранению номинации «Учитель марийского языка» в рамках регионального конкурса «Учитель года», поскольку есть угроза исчезновения номинации в  связи с тем, что уменьшается число участников.

5. Все календарные, юбилейные мероприятия по направлению «Образование» проводились в соответствии с утверждёнными планами.

6. В средствах массовой информации, в т.ч. в Интернете, широко освещались вопросы преподавания марийского языка.

7. В деле продвижения вопросов по преподаванию марийского языка, культуры  большие усилия приложила директор Национальной президентской школы-интернат, член Всемарийского совета  Лидия Геннадьевна Иксанова.

Резолюция 10 съезда народа мари (2016 г.) предложила Национальную президентскую школу-интернат превратить в центр  по углублённому изучению марийского языка, культуры и искусств. Был открыт театрально-музыкальный класс; ежегодно проводится летний лагерь по марийскому языку, в четвёртом классе проводится обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Марийская традиционная религия». В школе-интернате обучаются дети-мари и из других регионов: из республик Башкортостан, Татарстан, Нижегородской, Кировской областей, Уральского региона. Для учителей марийского языка ежегодно проводится две научно-практические конференции: «Этномир» и «Пряниковские чтения». Думаю и надеюсь, что всё это будет сохранено и получит дальнейшее развитие.

У администрации школы есть хорошие планы: открыть педагогический класс и дошкольную группу, начать выпуск марийской школьной газеты и  работу школьной медиа-студии.

8. Мы неоднократно выходили с предложениями в Министерство образования и науки Республики Марий Эл по вопросам преподавания марийского языка, о дополнительных выплатах учителям марийского языка, о поощрениях учителей марийского языка. Заместитель министра образования и науки Марий Эл  Александр Васильевич Иванов в ноябре 2017года в рамках межрегионального Марий форума в Новоторъяльском районе проводил совещание, на котором давал разъяснения об исполнении Закона об образовании.  24 января 2017 года Всемарийский совет обсуждал вопрос о преподавании марийского языка в образовательных учреждениях Марий Эл, также совместно с Марийским государственным университетом был проведён круглый стол по вопросам преподавания марийского языка. В адрес ректора МарГУ  Михаила Николаевича Швецова было направлено письмо об открытии в Институте национальной культуры и межкультурной коммуникации бакалавриата по профилю «Родной язык и литература, дошкольное образование». В настоящее время в этом университете по указанному профилю подготовлен учебный план.

В 2018 году весенняя сессия Марийского форума прошла в городе Кирове. И здесь были обсуждены острые вопросы: в школах марийский язык исчезает из учебных планов, в регионах уменьшается количество учеников, изучающих марийский язык, учителя марийского языка не нужны, а там где есть вакансия, туда молодые специалисты не едут (Кировская область, Малмыжский район). Здесь необходимо отметить одно обстоятельство. Обладающие властью чиновники не утверждают, что они против изучения родного языка, они готовы поддержать чаяния родителей. Однако родители в большинстве своём не спешат с заявлениями о желаниии учить детей родному языку. Если не нужно родителям, как власть может навязать сверху?  После обсуждения мы снова обратились в Минобр Марий Эл, просили провести переподготовку учителей марийского языка. 

9. Все эти годы проводился мониторинг количества изучающих марийский язык. Да, уменьшилось число школ, где преподается марийский язык. В детских садах уменьшается количество детей, говорящих по-марийски. В то же время увеличилось количество школьников, изучающих марийский язык как государственный. Следовательно, сохранив эту численность, необходимо стремиться увеличить количество учеников, изучающих марийский как родной язык.

10. Поддерживалась связь с регионами компактного проживания мари, выяснялось, как там преподаётся марийский язык. Сегодня я благодарю всех учителей марийского языка. Низкий вам поклон.

11. По моему мнению, в деле преподавания и  сохранения марийского языка сделано много. Если бы Всемарийский совет не проводил свою работу, ситуация могла быть и более плачевной. Выражаю надежду, что в этом деле члены вновь избранного Всемарийского совета будут  прилагать все свои силы.  Сегодня мы располагаем документами: «Концепция преподавания родных языков народов России» (утверждена на коллегии  Министерства Просвещения 1.10.2019), приказ номер 373 Министерства образования и науки Республики Марий Эл  «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции преподавания родных языков народов Российской Федерации в Республике Марий Эл на 2020-2024 годы» (утверждён 13.05.2020).

Уважаемые друзья, думаю, все вы понимаете, что здесь работы очень много. И эту работу мы можем осуществлять только совместными усилиями. Должна быть специальная целевая программа о преподавании марийского языка. Наши подрастающие дети, используя все возможности современных средств и технологий,  должны изучать марийский как родной язык, а также историю и культуру своего народа. При этом нужно глубоко задуматься об обучении будущих учёных, писателей, журналистов, общественных деятелей, учителей марийского языка и литературы, для этого нужно прилагать все силы.

В деле сохранения и развития марийского языка значительную роль играют пресса, радио и телевидение. Отмечу изменения в лучшую сторону. С 2019 года районная газета Килемарского района выходит со вкладышем на марийском языке. Инициатором стала член Всемарийского совета Алатайкина Надежда Ивановна, она же осуществляет  выпуск этого вкладыша. Её примеру могли бы последовать и представители других районов, где нет марийскоязычных газет или вкладышей, ведь знатоков родного языка у нас немало.

В повышении статуса марийского языка больших успехов добились работники культуры: создаются аудио-видео уроки, корпус марийского языка, марийские мультфильмы. Большая работа проводится Республиканским центром марийской культуры совместно с Марийским научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории им. В.М. Васильева  Спасибо им.

Делегаты XI Съезда марийского народа приняли резолюцию, часть которой отражает наши задачи в области языковой политики:

А) инициировать разработку и реализацию целевых программ, проведение научных исследований в области марийского языка и литературы, способствующих сохранению, развитию и изучению родного языка и литературы, повышению качества образования;

Б) активизировать роль семьи в обучении детей  родному языку, уважению духовных традиций марийского народа с целью создания семейного языкового благополучия; культивировать традиционные национальные и общероссийские ценности среди детей, подростков и молодёжи в условиях семьи, детского сада, школы и профессиональных образовательных организаций;

В) содействовать образовательным организациям в вопросах создания интерактивных этнокультурных образовательных программ и проектов на марийском языке, продолжения практики проведения мероприятий на марийском языке в этнокультурных и языковых школах, на базе летних оздоровительных лагерей;

Г) признать приоритетным использование информационных технологий в практике преподавания марийского языка и литературы; способствовать применению информационно-коммуникационных (цифровых) технологий для сохранения, развития и популяризации марийского языка и литературы, истории и культуры марийского народа, способствовать созданию электронных учебников и ресурсов;

Д) способствовать формированию эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей, подростков и молодёжи с целью их самоопределения и профессиональной ориентации; создать модульные курсы на марийском языке по различным направлениям: по подготовке будущих писателей, поэтов, драматургов, критиков и т.д.

В апреле 2021 года пройдёт Всероссийская перепись населения. По итогам переписи 2010 года численность народа мари составляет 547605 человек.  Перед нами стоит большая задача: в следующей переписи численность народа мари не должна упасть, а вырасти. А для этого каждый мариец должен принять в переписи активное участие: и как агитатор среди членов семьи и окружающих, и как участник переписной кампании.

От каждого из нас зависит будущее марийского народа,  а значит и будущее марийского языка! 

Если мы, родители, будем с рождения, разговаривать с детьми и внуками на своём родном, на марийском языке, то марийскому языку быть!