Нефтяные качалки чем-то напоминают осликов. Мерно опуская-поднимая головы, они словно пощипывают траву, не сходя с места. Для пущего правдоподобия не хватает только хвостика на другом конце балансира. Где-то такой «ослик» покачивается в одиночестве, выглядывая из лесной просеки, где-то на обочине дороги выстраивается небольшое «стадо» станков-качалок. Мы – в Краснокамском районе Башкортостана – самом нефтяном районе республики.

Нефть и люди

Открытие в 1955 году Арланского нефтяного месторождения стало для Краснокамского района поистине революционным событием, перевернув традиционный уклад некогда сельскохозяйственного региона, преобразив жизнь его жителей, почти треть которых составляют марийцы.

Да и название уникальному месторождению дала старинная марийская деревня – Арлан, многие жители которой, начиная с 60-х годов, сменили вековые крестьянские навыки на новые профессии нефтяников. Сегодня вблизи деревни Ашит установлен монумент первооткрывательнице Арланской нефти – скважине № 3.

Развитие нефтедобычи в районе, появление здесь крупных промышленных центров – городов Нефтекамск и Агидель – изрядно изменило не только жизнь вчерашних колхозников, но и местный ландшафт, что не могло не бросаться в глаза, учитывая небольшие размеры самого района. По площади из 54 районов Башкортостана Краснокамский занимает скромное 48 место. Район очень компактный: протяжённость с се- вера на юг – 70 км, с запада на восток – 50 км.

Вслед за нефтяниками покой краснокамцев нарушили известия о создании Нижнекамского водохранилища.   Постановление о зоне затопления и выселении сёл из этой зоне было принято в конце 1968 года. Под него подпадали и марийские деревни, расположенные рядом с рекой Белой. К счастью, оказалось, что дешевле будет построить дамбу, чтобы защитить от подтопления прибрежные селения. А вот многолюдному татарскому селу Старый Аткуль не повезло: люди покинули родные места, но уровень заполнения водохранилища не достиг проектной точки и территория села осталась незатопленной. Часть староаткулевцев теперь живёт в марийской деревне Старая Бура.

В начале 80-х в районе началась ещё одна грандиозная строй- ка: возведение Башкирской АЭС рядом с местом, где Кама сливается с рекой Белой. На строительство со всех округи, из соседних районов потянулись тысячи людей. За десять лет с начала строительство было прекращено.

Разумеется, мощное воздействие человека на природу – вырубка лесов под водохранилище, бурение нефтяных и нагнетательных скважин, прокладка трубопроводов, сооружение линий электро- передач – не могло остаться без последствий. Например, вырубка лесов привела к обмелению небольших рек и исчезновению родников. В  то  же  время  нельзя не отметить, что в последнее время вопросам экологической безопасности и сами нефтяники уделяют повышенное внимание. Это и применение труб с особым антикоррозийным покрытием, и использование беспилотников, обеспечивающих безопасность нефтепроводов.

Впрочем, в жизнь краснокамцев нефтяная эпоха привнесла и свои немаловажные плюсы. Прежде всего – рост благосостояния, сопровождающийся бурным строительством социально-культурной инфраструктуры, дорог, газификацией. Это сегодня оптимизация добралась и до нефтяной отрасли, поджав зарплаты занятым в ней людям. Но, вспоминая ещё недавние времена, краснокамцы откровенничают: «Довелось пожить при коммунизме!».

О размахе и возможностях нефтяников можно судить по зданию сельского дома культуры в селе Куяново, поражающего внутри богатой отделкой интерьеров, просторными светлыми помещениями, об аккуратных типовых коттеджах, построенных в этом же селе.

И, как следствие, во время встреч в различных марийских деревнях района, практически не звучали сетования о том, что нет работы. Работа есть! Да, кто-то отправляется за «длинным рублём» на север, но и в районе можно найти вполне прилично оплачиваемое рабочее место.

Так, молодёжь из Арлана в основном ездит (машины имеются почти у каждого) на работу в Нефтекамск. Нефтяниками является и большинство жителей деревень Бурнюш и Киргизово. Кстати, местные ребята после окончания основной школы предпочитают получить рабочую профессию, чтобы побыстрее встать на ноги. А с трудоустройством многим местным ребятам помог уроженец Киргизово Александр Дмитриевич Кунакбаев, о которым мы ещё расскажем.

Жители Никольского сельсовета, в которое входят пять марийских деревень, работают на Нефтекамском автозаводе, Кармановской  ГРЭС,  а  также  в  СПК «Заря» – одном из лучших в районе. В сельском хозяйстве заняты и многие жители Новобуринского сельсовета, на территории которого  располагается  ещё  одно крепкое хозяйство – СПК «Алга».

Работа в нефтяной отрасли по- прежнему остаётся перспективной.

  • Нефтедобыча в районе расширяется, только в этом году у нас будет установлено ещё 115–120 качалок, – рассказывает глава администрации Краснокамского района Рустам Маратович Мусин. – У нас добывается примерно треть всей нефти Башкортостана. Благодаря нефти наш район – самый самодостаточный, у нас собственных доходов больше, чем у других районов республики.

Рустам Маратович марийцев знает хорошо. До утверждения главой Краснокамского района он руководил самым марийским районом Башкортостана – Мишкинским. Как он сам признался, его и самого иногда за марийца принимают. Интересно было узнать его мнение: чем отличаются жители этих двух районов. Поскольку в Краснокамском районе более высокий уровень жизни, у здешних марийцев и потребностей больше. Мишкинцы согласны на ямочный ремонт дороги, а тут говорят: один слой давайте покроем. А так разницы нет – там добрые и простые люди, и здесь такие же. Главное, чтобы не уезжали из района люди. Но марийцы – оседлый народ. Они говорят: это наша родина, наши священные рощи. От этого далеко не уйдёшь. Уезжая на заработки за пределы района, они всё равно возвращаются, строятся здесь. По сравнению с тем, что было лет тридцать назад, ситуация изменилась. Они остаются в родных местах, укрепились, шикарные дома строятся. Где бы ты ни обосновался, всё равно домой тянет. Многие возвращаются.

О тех, кто вернулся

Слово «возвращенец» не слишком благозвучное, но применительно к явлению, которое сейчас наблюдается в жизни марийцев Краснокамского района, пожалуй, самое точное. К тому же оно явно противостоит своему антониму – «невозвращенец». В советское время такой ярлык приклеивали тем, кто добровольно оставался за границей. Была в те времена и ещё одна категория населения – «невыездные». Так называли тех, кому дорога на Запад была заказана.

Почему я вспомнил о полузабытой советской лексике? А потому, что она довольно точно характеризует явление, о котором и пойдёт речь. Ведь если долгое время люди, покидая отчий дом, навсегда оседали в  городах,  приезжая в родные края лишь на побывку и становясь  таким  образом  в  лице «невыездных» сельчан «невозвращенцами»,  то  теперь всё чаще происходит обратное: уехавшие на работу в города бывшие жители деревни, получившие там жильё, родившие и воспитавшие в городе детей, возвращаются на родину. Возвращаются не просто доживать свой век, а активно включаются в деревенскую жизнь.

Виталий Иванович и Любовь Шамаевна  Япаровы  оба  родом из Арлана. Молодая семья  легко нашла работу в Нефтекамске. Виталий трудился в цехе поддержания пластов давления, Люба — воспитательницей детского сада. Получили квартиру – сначала в малосемейном общежитии, потом – благоустроенную, вырастили троих детей, дали всем высшее образование. Одна дочь  перебралась в Йошкар-Олу, другая уже пятый год живёт в Сургуте, сын работает вахтовым методом, живёт с родителями.

В Нефтекамске Япаровы обзавелись своим хозяйством – был садовый участок, был гараж. Но и родню арлановскую не забывали.

Люба вспоминает: «Мы как работали: с понедельника по пятницу – у себя в саду-огороде, в пятницу вечером приезжаем сюда на машине – в субботу здесь работаем, в воскресенье – у свекровки, там тоже корова была, в воскресенье поздно вечером уезжаем».

Так что, по сути, отрыва от родных корней никогда и не было. А потом на месте старого родительского дома Япаровы решили построить новый – более светлый комфортный. «Хотелось, чтобы родители на старости лет пожили нормально», – признаётся Любовь Шамаевна. Она выросла в многодетной семье, в которой из 14 детей выжила половина. Люба – последняя, что по деревенской традиции возлагало и обязанности ухаживать за престарелыми родителями. После смерти отца – а он воевал, был ранен, награждён медалями и орденом Отечественной войны 1 степе- ни, она окончательно перебралась в Арлан, оставив мужа с детьми в городе. Впрочем, разлуку можно считать условной: летом Виталий тоже жил в Арлане, отсюда и на работу ездил. А вот зимой приходилось ночевать в городе. Выйдя на пенсию (в нефтянке Виталий проработал 43 года), он уже окончательно перебрался в Арлан

  • Каково это – поменять городскую жизнь на деревенскую? – спрашиваю Виталия Ивановича. – Ничего, нормально. Наоборот, нравится. Я ведь вырос здесь, – отвечает хозяин.

А в деревенскую жизнь Япаровы окунулись по полной программе: у них, как и у всех в селе, обширный огород – только под картошку занято 10 соток. И, конечно, скотина: в прошлом году корову держали, телёнка, есть куры, утки, поросята. Люба шутит: «Вместе с птицей в нашем стаде 82 головы!» Конечно, на двоих – хватило бы с избытком, но Япаровы урожай делят на четыре семьи: у Любы уже и внучка замуж вышла. Так что перед Новым годом из Арлана в Йошкар-Олу отправляется «продовольственный обоз», а сестре в Сургут продукты брат отвозит.

Семейство Япаровых разрастается: у них уже пять внуков, а недавно и правнучка появилась. Когда вся родня собирается в их уютном доме, приходится мебель на улицу вытаскивать – иначе не разместить!

  • У нас в Арлане, слава Богу, всё хорошо! – делится с нами Лю- бовь Шамаевна. – Вот иногда смотришь интернет – такие деревни, так их жалко. Но если голова с руками дружит, жить можно. Все условия можно создать.

Глава Арланского сельсовета Раиса Андреевна Сатаева говорит: «Таких семей в Арлане много: работают в городе, а дом здесь… Это никому не возбраняется, пусть живут так, как им хочется. Главное – чтобы прописались, потому что по-душевое финансирование ещё никто не отменял».

Житель деревни Киргизово Савлий Ахтариевич Мухин показывает двор рядом со своим домом: «Наше детство прошло здесь».

Но прежним осталось только место, а дом, все дворовые постройки Савлий построил заново. Новый дом подняли за день – все родственники пришли на подмогу. В Киргизово ещё сохраняется старинный марийский обычай – вӱма, когда всем миром помогают соседям дом построить. Ну а на то, чтобы обустроить всё в лучшем виде, ушёл год. Всё Савлий сделал своими руками, которым не привыкать к стройке. Ведь Савлий Ахтариевич, как и его жена Зинаида Салимовна – строитель. Долгое время семья жила и работала в Нефтекамске. Савлий – сварщиком, Зинаида – каменщиком. Но когда вышли на пенсию, вернулись на малую родину.

  • Желание жить дома было с молодости, – рассказывает Савлий – огород иметь, своё хозяйство.

Вернувшись 10 лет назад в деревню, он эту мечту осуществил. За домом на 30 сотках – обширный огород. В загоне расхаживают индоутки, неподалёку пощипывают травку три козы, из молока которых хозяйка делает сыр. Директор Бурнюшской школы Наталья  Дмитриевна  Тимиршина вернувшимся землякам очень рада.

  • Они молодцы: везде помогают – и при строительстве памятника, и при благоустройстве кладбища. Если надо в деревне что-то скосить, что-то смастерить для общественного дела, дядя Савлий первый приходит на помощь. А тётя Зина – мастерица на все руки – 16 платьев марийских собственноручно сшила для местного ансамбля… И поёт красиво.

Стены в доме Мухиных украшены работами хозяйки, вышитыми крестиком. Фотографии из журналов, взятые за основу для «картины», на холсте преображаются, становятся теплее, объёмнее.

Зинаида Салимовна вышивает с детских лет, а шить стала, когда ещё даже швейной машинки не было. На белой праздничной рубашке мужа – вышитый ею местный киргизовский орнамент. Представляю, сколько времени и труда нужно вложить в эту работу!

  • Просыпаюсь рано, допоздна сижу, – улыбается Зинаида Сали- мовна. – У меня много картин в городе осталось, много и подарила.

У Савлия Ахтариевича другое увлечение: он плетёт корзины из ивняка. Это у него наследственное. – Отец был охотником, рыболовом, пчеловодом и корзины плёл, – рассказывает он. – Я и сети вязал – всё мы делали в детстве. Потому что за счёт этого отец нас кормил, одевал.

Но самая большая отрада для Савлия – пчёлы. На небольшой пасеке у него 15 ульев. Человек посторонний поглядывает на них с опаской – вдруг ужалят?! А Савлий ходит между ульями в одной рубашке, с голыми руками. Когда запускает пчёл в улей, ведёт с ними тихий разговор: «Живите нормально, не ругайтесь». А если в дом залетит пчела, он берёт её, относит к улью и выпускает.

– Они на меня никогда не сердятся, наверное, чувствуют к себе хорошее отношение, – тепло произносит пчеловод.

Когда мы были в гостях у Мухиных, у  них было полно народу:  к родителям приехали три дочки с зятьями и внуками. Но что удивительно: не было слышно обычного в таких случаев шума-гама. Каждый занимался своим делом, отчего мухинский дом был похож на дружный пчелиный улей.

Приезжий человек, проходя мимо дома Валерия Михайловича Маркина в деревне Апасево, обязательно споткнётся. Потому что засматривается на словно явившиеся из сказки расписные двух этажные хоромы, украшенные затейливыми наличниками.

В родной деревне Валерий Маркин жил до 16 лет, а потом окончил Нефтекамское ГПТУ, выучившись на каменщика, хотя по профессии работал мало. Сразу после армии по комсомольской путёвке поехал на север, в Сургут, и там прожил 34 года, работая нефтяником на буровой. Там, в вагончике, в сорокаградусный мороз, жена и дочку родила. В 2007 году вышел на пенсию. Дочка замуж вы- шла, пошли внуки, а Валерия Михайловича всё сильнее тянуло на родину.

Для начала решил рядом с родительским новый дом постро ить. Приехал как-то на побывку с севера, взял 20 дней отпуска, думал – фундамент зальёт. А в итоге: фундамент выкопал, гараж и первый этаж построил из пеноблоков. В целом на два этажа ушло 4 месяца. Никого не нанимал – только братишка и свояк помогали.

В 2010 году Маркин переехал в Апасево окончательно. Квартиру на севере продали, помогли зятю купить «фуру», на которой он сейчас деньги зарабатывает. Дочка с зятем с севера тоже перебрались в Нефтекамск, поближе к родителям. – Вот по телевизору показывают: деревня, старые дома, а я чувствую – это моё! В городе и сейчас нет желания жить. Хоть миллион предлагай. А что в городе делать? С ума можно сойти! – говорит Валерий Михайлович.

Сам он без дела ни минуты не сидит. Занимался бурением скважин для колодцев, увлёкся вырезанием наличников из металла. Теперь только в Апасево семь домов украшены маркинскими наличниками. А заказы на них поступают и из  соседних  деревень и даже районов. В Калтасинском районе ручную работу мастера можно увидеть в Сусады-Эбалаке и Старой Орье.

Односельчане, глядя на Маркина, и сами стали подтягиваться, обустраивать свои хозяйства по его примеру.

– Хотя, – смеётся Маркин – некоторые хозяйки своих мужей ругают: «Больше к нему не ходи!».

Это ведь как зараза: зацепит соседа какое-нибудь маркинское новшество, и загорится он у себя в хозяйстве такое же устроить.

  • Но чтобы заниматься обустройством, желание нужно, – говорит Валерий Михайлович. – Наличники – это ведь муторное дело. Зато, сидя дома, можно за месяц заработать 40 тысяч. Если заказы есть. Я просто в интернет ничего не даю, работаю, если только позвонят.

Уже три года как Маркина выбрали старостой деревни. Люди видят: он не только для себя, для всех старается. Вот бурьян  стоит на въезде в деревню – Маркин берёт мотоблок и выкашивает траву. За последнее время апасевцы вместе со старостой навели порядок на кладбище – ни одной соринки не стало. Субботник организовали 2 июня, мусор сожгли.

  • Деревня у нас ничего, народ активный, – гордится староста.
  • А есть ещё какая-то сокровенная мечта? – спрашиваем его.
  • Сейчас начал ворота делать расписные – я уже одни такие в Амзибаше сделал. А вообще работаю для души, а не для денег, – отвечает Валерий Михайлович.

Вот и получается, что на малой родине «возвращенцы» словно навёрстывают упущенное время, отдавая деревне всё лучшее, что у них есть, вкладывая в её обустройство и свои силы, и средства. Такие инвестиции обязательно окупятся!

Сергей ШАНЧАРА

Фото: Юрий Глушков и Рим Ахметов

Краснокамский район Республики  Башкортостан

(Окончание следует)