В этом году исполняется 115 лет со дня рождения Александра Ивановича Еноктаева (1904-1947), советского и хозяйственного работника, ветерана Великой Отечественной войны.

Еноктаев А.И.

   В 1926-1927 годах он работал председателем Сосновского сельского Совета. В январе 1928 года вступил в ВКП(б). В 1929-м в деревне Тюм-Тюм организовал коммуну имени 1 августа, её председатель. С мая 1932 года – заведующий производственным участком Шурминской МТС, в 1933-1934 годах председатель колхоза имени Жданова, с сентября 1935 года – заведующий Местранса, который был учреждён в том же году. В 1935-1936 годах председатель Киселёвского сельсовета, с июля 1937 года работал помощником уполномоченного по заготовкам.

    Одно время он дружил с русской женщиной из села Шурма, которой признался, что хочет Шурминский район присоединить к Марийской АССР. Она заявила об этом куда следует. 15 октября 1938 года особым совещанием при НКВД Еноктаев был приговорён по 58-й статье к пяти годам лишения свободы. Сначала сидел в уржумской тюрьме. Его часто навещала сестра Ефросинья Ивановна. Выходила из Тюм-Тюма в 3 часа утра и приходила в Уржум в 11 часов дня. Передавала необходимое — и обратно. В тюрьме он подвергался пыткам: на голову капали воду. Позднее был отправлен на Колыму. В 1941 году добровольно вступил в ряды РККА и отправился на фронт. Войну завершил в качестве стрелка запасного стрелкового полка на 3-м Украинском фронте, вернулся домой в 1945 году. На Колыме он подорвал здоровье, после войны прожил всего два года, заведовал фермами колхоза имени Жданова.

    По метрике – он Александр, но у нас всех Александров зовут Асе. Прозвище Кугувай перешло от отца Ивана Степановича.  Кугу – большой, вай – возможно, от слова бай, то есть голова. Очевидно, был головастый мужик, в смысле умный.

Сын и мать

    Он тоже родился и вырос в Тюм-Тюме. Его жена Наталья Яковлевна в 1959 году рассказала свою историю учёному Виталию Александровичу Акцорину, который собирал местный фольклор: «Моего мужа Еноктаева Ивана Степановича, 1882 года рождения, в 1919 году застрелили татары, чтобы завладеть его лошадью. Вдовой прожила, пятерых детей воспитала. В годы образования коммуны вступила туда. Дом и скотину тоже отдала туда и сама жила в коммуне. Коммуна просуществовала до 1935 года, а нас и сейчас зовут коммунарами. Сыновья работают в колхозе, один погиб на войне. Дочь замужем».

    Наталья Яковлевна (1884-1972) родилась и выросла в с. Большой Рой. Она прекрасно пела. «Илишиже могай — муружат тугай» (какова жизнь – такова песня), — говорила она. Она спела В. А. Акцорину около ста частушек. Вот одна из них:

Юмушто чолга шӱдӱрет

Икте веле огыл але.

Тӱня ӱмбалне пиалдыме

Ик минь веле огыл але.

(В мире ярких звёзд немало, возможно, и я не одна живу без счастья)

    А вот как писал о коммуне начальник экспедиционного отряда Ксенофонт Архипович Четкарёв в журнале «У вий» в 1935 году: «На правом берегу Вятки видна деревня Тӱм-Тӱм. От пристани недалеко, где-то километра два, поэтому лошадь не заказывали. Перед тем, как войти в деревню, мы остановились в коммуне. Строения большие и красивые. Сначала на горе встречается большой двухэтажный дом. Это правление коммуны. А на первом этаже живут коммунары. Слева тоже большой дом. Там квартиры. Квартиры коммунаров очень чистые. На полу нет ни соринки, нет и мух. На окнах белые шторы и красивые цветы. По чистоте коммунары пошли далеко вперёд. Хозяйством коммунары тоже живут богаче остальных. Для коров и свиней имеется отдельный хлев, которые также содержатся в чистоте. Животные упитанные, чистые, весёлые. Поросят на ферме моют через день, поэтому во время бега кажутся словно белые берёзы. Хорошо ухаживают и за лошадьми, поэтому и весеннюю вспашку закончили раньше срока. В коммуне половина русские, половина марийцы. Поэтому кулаки с целью распада коммуны хотели сделать межнациональную вражду. Сейчас кулаков прогнали и работают марийцы и русские как одна семья. Разговаривают на русском и на марийском языках. А песни слышны больше марийские.

   При организации коммуны им. 1 Августа А. Еноктаев отдал много сил. Умеет найти общий язык с народом, умело направляет работу, поэтому его любят, уважают и слушаются коммунары. Познакомившись с коммуной, мы собрались покинуть помещение.

– Вещи не таскайте, на лошади привезём, – сказал председатель коммуны и забрал наши чемоданы. Сразу выписал ордер на покупку рыбы».

Члены коммуны

     Александр Иванович был прекрасным оратором. В зале, когда он начинал выступать, становилась полная тишина и все внимательно слушали. Вот отрывок из его речи на 2-м Чрезвычайном съезде Советов Шурминского района, который проходил 11-13 октября 1936 года: «В марийских школах русский язык преподаётся плохо. РОНО не имеет инструкторов, знающих марийский язык, не проверяет преподавателей. Необходимо строительство марийской неполной средней школы в районе… Проект Конституции среди мари обсуждён плохо – нужно достать его для мари на их языке, подобрать людей для обсуждения из мари». Выступал он, будучи председателем Киселёвского сельсовета. В том же году, 30-31 декабря, проходил пленум Шурминского райисполкома, посвящённый одобрению новой Конституции СССР, где Александр Иванович сказал: «Конституция даёт большие права национальным меньшинствам. Царским правительством мари были обречены на вымирание. Только Октябрьская революция спасла их от вымирания. Сталинская Конституция закрепила все права, данные народам Советского Союза, и их нужно полностью проводить в жизнь. Однако наше Районо и КОГИЗ нарушают эти права. Они не обеспечивают мари литературой на родном языке… Между тем, литературу в любом количестве можно достать в городе Йошкар-Оле».

    Был женат на Елизавете Ильиничне, 1902 года рождения, детей не было.

      Александр Иванович прожил недолгую жизнь, но успел сделать многое. И кем он только не работал, и куда только не посылала его партия! И везде он проявлял себя грамотным, ответственным и порядочным человеком. И если б не тот донос, мог бы ещё многое сделать для людей. Он реабилитирован уже после смерти, в 1989 году.

    Мы не должны забывать своих героев. Они надолго должны оставаться в наших сердцах, в нашей памяти. Поэтому советом местной национальной культурной автономии «Уржум мари» решено установить в честь А. И. Еноктаева памятную доску из гранита в Доме культуры д. Тюм-Тюм. Это было совершено 11 июля. Доска изготовлена на средства жителей его родной деревни.

Александр Петрушин.

Материал взят из журнала Правительства Марий Эл и Всемарийского совета «Марийский мир — Марий сандалык», №2 за 2019 год (май — август).