Марийский край обладает редкими памятниками истории и культуры. Уникальны памятники храмовой и гражданской архитектуры, отражающие разные стили и эпохи строительства; достопримечательные места (священные рощи) связанные с традиционной религией народа мари. Культурное наследие — это лучшие образцы материальной и тесно связанной с ней духовной культуры, дошедшие до нас от предшествующих поколений и несущие в себе историческую, научную, культурную и художественную ценность. Культурное наследие — это связующая нить поколений. И задача нас, ныне живущих, сохранить и передать следующим поколениям творение рук наших предков.

В нашей республике на государственной охране есть памятники истории и культуры возраст которых превышает 300 лет. Это Стрелецкая часовня в г. Козьмодемьянске 1695 года, Мироносицкий храм в селе Ежово 1719 года, церковь Владимирской иконы Божией матери в селе Владимирское Горномарийского района 1713 года. За три века через эти храмы прошло 12 поколений людей. Нашему взору открывается высочайшая культура наших предков в деле строительства, архитектуры, художественной культуры, мы и сегодня не перестаем восхищаться творчеством тех безымянных художников, их изяществу и величию в росписи храмов. И всё это при том уровне технических возможностей, и с точки зрения нашего уровня развития.

Памятники истории и культуры Марий Эл составляют весомую долю в культурном наследии нашего государства.

К сожалению, в обществе наследие зачастую находится в противоречии с его развитием. Стремление человека к более комфортной среде обитания, или же из-за идеологических соображений, иногда приводит к бездумным повреждениям и уничтожениям культурных ценностей. При этом следует учесть, что только используемые объекты культурного наследия способны продолжать жить и нести в себе историческую память.

В 1991 году Министерством культуры Республики Марий Эл был создан Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры, который возглавил работу по реставрации объектов культурного наследия. С 2008 года государственные полномочия по сохранению использованию и охране объектов культурного наследия на территории республики осуществляет министерство культуры, печати и по делам национальностей.

Всего на государственной охране в Республике Марий Эл находится 1084 объекта культурного наследия. Из них статус федерального значения имеют 526 объектов, 5 памятников архитектуры и 470 памятников археологии. Это объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью. Имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия. 558 объектов культурного наследия относятся к объектам культурного наследия регионального значения, в том числе 221 памятник архитектуры, 6 ансамблей, 331 достопримечательное место, куда входят священные рощи и Мендурское кладбище. Это объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

Из общего количества памятников архитектуры находящихся на государственной охране республики 63 составляют памятники храмовой архитектуры.

По дороге на северо-восток из Йошкар-Олы среди бескрайних полей на 15-м километре справа перед путниками открывается живописная панорама построек одного из древнейших монастырей не только Марийского края, но всего левобережья Волги. Это — Мироносицкий монастырь. Место, как говорили в старину летописцы, “зело красно и украшенное” трудами и молитвой. История этой обители, одной из многих в центральной России, полна очарования. Годы и столетия прошумели над её седыми стенами. В них уместились явление образа и чудеса исцеления, иноческое служение и расцвет монастыря, годы лихолетья и разорения, возрождение и возвращение.

Мироносицкий храм — яркий памятник русского зодчества, сооруженный в традициях XVII века. Он представляет собой двухэтажную постройку. К сожалению, не сохранилось сведений о зодчих храма Мироносицкой пустыни. Но судя по архитектурным особенностям, его строителями вполне могла быть артель из владимирских зодчих.

Сегодня с восхищением можно отметить, что все это великолепие, воссозданное из руин, продолжает жить. В республике это был первый опыт реставрации памятника истории и культуры. Над его восстановлением трудились коллективы проектных и реставрационных организаций Москвы и нашей республики.

Следующим значимым объектом в проведении реставрационных работ стал Смоленский собор в исторической части г. Козьмодемьянска. Это величественное сооружение всегда являлось украшением города. Нет необходимости описывать его архитектурные особенности, поскольку данная информация имеется на сайте Йошкар-олинской епархии и в иных источниках. Храм был закрыт в 1929 году, здание обезглавлено и было передано под краеведческий музей. Реставраторам предстояло восстановить его исторический облик. В конце 1990-х годов лицензию на реставрационные работы памятников истории и культуры получила строительная организация «Маригражданстрой» возглавляемая Геннадием Петровичем Александровым, которая восстановила храм. Купола были восстановлены местными мастерами.

По сравнению с другими храмами республики, Смоленскому собору повезло больше в том плане, что здание находилось в повседневной эксплуатации и требовало постоянного ухода. Музей всегда имел большой поток туристов и отдыхающих, это и обеспечивало постоянство внимания за его техническим состоянием. Внутри собора вся художественная роспись была законсервирована известковой побелкой. При реставрации оказалось достаточным просто смыть побелку, чтобы вновь открылась художественная роспись храма, что значительно дополняло художественный образ находившейся там картинной галереи с шедеврами мирового порядка.

Что нельзя сказать о многих сельских храмах закрытых в 1930-40-е годы. Многие из них использовались под клубные учреждения, зернохранилища, производственные мастерские. Здания эксплуатировались на износ, а с приходом их в аварийное состояние становились попросту брошенными за ненадобностью.

Ярким примером тому является Церковь святых апостолов Петра и Павла, 1816 года в селе Верх-Ушнур Советского района. Она представляет собой сооружение в стиле позднего классицизма. С запада к основному кубу храма примыкала обширная трапезная, из объёма которой как бы вырастала двухъярусная колокольня. Храм стал продолжением истории, которая берёт начало с 1760 года, когда здесь был построен деревянный храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Храмозданная грамота на строительство каменного храма приходом была получена в Вятской Духовной Консистории в 1807 году. Его строительство началось в 1814 году, вскоре после победы в Отечественной войне 1812 года, и в связи с этим храм приобрёл победоносное значение. Завершилось строительство в 1816 году.

Храм стал центром жизни всей округи. У его стен собирались базары и ярмарки. В советское время Верх-Ушнурская церковь разделила судьбу многих храмов страны, закрытых для служб и полуразрушенных.

С организацией прихода в 2010 году, и активности прихожан, храм был принят в федеральную собственность и в рамках реализации программы «Культура России» здесь начались ремонтно-реставрационные работы, церковь приобретает второе дыхание. В рамках реализации программы, укреплены фундаменты, все своды перекрытий и стены. Возведена утраченная колокольня, установлены окна и двери, залиты полы, заново оборудована кровля, установлен барабан и на главы возведены кресты.

К сожалению, не каждый приход в состоянии восстановить утраченное величие. Есть церкви, взятые на государственную охрану, находящиеся в аварийном состоянии, лишённые доминант.

Например, церковь Пресвятой Троицы села Илеть Параньгинского района. Легенда гласит: перед строительством каменного храма, в село привезли проект, по которому храм должен был быть очень большим и требовал значительных финансовых затрат. Тогда было решено заказать новый проект, уже небольшой, по размерам, церкви. Но, так случилось, что обоз, на котором везли новый проект, был разграблен, извозчики убиты. Жителям ничего не оставалось, как строить храм по старому проекту. 24 июня 1866г. был заложен фундамент величественного каменного храма. Новый храм получился просторным, с пятью шатровыми главами и каменной колокольней. В нём было четыре придела — Святой Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца.

И поныне памятная чугунная доска в притворе слева от входа гласит: «Храмъ Сей заложенъ во имя Пресвятыя Троицы 1866 года июня 24 дня при священнике Григории Сырневе и старосте Зотике Бусыгине строителе Никоноре Домрачеве мастеромъ Стефаномъ Тюринымъ».

Пятиглавая церковь с колокольней построена по «корабельной» схеме: притвор с крыльями подсобных помещений и верхними ярусами колокольни, трапезная, шестистолпный четверик и на нём восьмерик, трёхчастная алтарная абсида. Храм выстроен в стиле эклектики с элементами классики. Стены храма не были оштукатурены, и краска наносилась прямо на кирпич. Также в храме был глубокий подвал, откуда велось печное отопление, тепло поднималось по дымовым ходам в стенах храма.

Церковь была закрыта 16 августа 1934 года. Здание её использовалось под больницу, маслозавод, пекарню, зерносклад. С течением времени храм лишился колокольни, куполов с четырьмя боковыми барабанами, а в 1990-х годах была сожжена деревянная крыша центрального барабана, защищавшая купол от осадков.

К сожалению, история не сохранила запечатлённого образа церкви в момент её расцвета, сохранилась единственная фотография 1960-х годов части панорамы села, где на заднем плане просматривается восьмерик на четверике церкви, увенчанный шатром, на снимке уже нет колокольни, четырёх угловых глав и крестов.

В настоящее время в рамках реализации республиканской целевой программы «Культура Марий Эл» разрабатывается проектно-сметная документация по реставрации церкви.

Следует отметить, силами и активностью прихожан ведётся не малая работа по предотвращению дальнейшего разрушения церкви: оборудована кровля, законсервирован восьмерик от прямого попадания осадков на его своды. В храме возобновилась служба, но до полного его восстановления потребуются годы.

Потребуются годы и на восстановление многих сельских храмов, так же бездушно разрушенных в советские годы, утративших свой исторический облик. Среди них хочется отметить Церковь Рождества Христова 1823 года в с. Еласы и Церьковь Преображения Господня 1828 года в с. Кожважи Горномарийского района, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы 1882 года в с. Хлебниково Мари-Турекского района и Церковь Рождества Христова, 1820 года в с. Пектубаево Новоторъяльского района.

Следующая группа объектов культурного наследия, представляющая историческую, научную и культурную ценность — это памятники гражданской архитектуры конца 18, 19, начала 20 веков. Объекты культурного наследия данного периода ярко отражают уровень развития экономики, культуры и образования края. В этот период появляются жилые строения из кирпича и камня с элементами декоративного оформления в духе своего времени. Каждое строение приобретало свою особенность и неповторимость.

Из общего количества памятников гражданской и культовой архитектуры, основная их масса сосредоточена в городах
Йошкар-Оле, Козьмодемьянске и посёлке Юрино.

Йошкар-Ола представлена 24 памятниками истории и культуры 18, 19, начала 20 века и 48 памятниками Советского периода.

К первым сохранившимся строениям 18 века относится Дом Пчелиной (ул. Красноармейская, д.6). Двухэтажный кирпичный жилой дом построен купцом Иваном Андреевичем Пчелиным (1721–1793) во второй половине XVIII века. В доме жил его сын Ефрем Иванович Пчелин с семейством (умер в 1824 году). Наследники Пчелина в 1845 году продали дом казне под Присутственные места. На первом этаже разместилось уездное полицейское управление, на втором – уездное казначейство.

Первоначальный облик кирпичного здания был выполнен в стиле Петровского барокко с деревянными сенями и лестницей на 2-й этаж. После покупки дома казной асимметрично организованный уличный фасад, перестроили в духе классицизма. Перестройка сопровождалась закладкой старых и пробивкой новых оконных проёмов с соблюдением симметрии. С этой целью было устроено несколько фальш-окон в виде неглубоких ниш там, где окна попадали на стыки стен или на места примыкания к стене внутренних лестниц. В соответствии с канонами классицизма фасад был организован по принципу симметрии, с нечётным числом осей и выделением средней части с помощью пилястр дорического ордера, ступенчатого аттика и декоративных деталей. Планировка помещений в этот период изменилась: удалены деревянные сени, устроены 2 внутренние лестницы, одностолпные палаты на обоих этажах с южной стороны дома разделены каждая на два меньших помещения. Перед зданием был устроен закрытый кирпичной стеной четырёхугольный двор, с двумя кирпичными флигелями на углах для хранения судебных дел (стена и флигели не сохранились).

В 30-е годы XX века был надстроен третий этаж, с северной стороны пристроено несколько дополнительных объёмов (в 1, 2 и 3 этажа) и лестничная клетка. Уличный фасад приобрёл упрощённый вид: аттик и ряд декоративных деталей (капители пилястр, некоторые замковые камни и др.) стесаны. Демонтирована одна из двух междуэтажных лестниц классического периода (северная), для выхода на другую был пробит новый проём в стене, устроены дополнительные перегородки. В это время в здании располагались краеведческий музей (первый этаж) и областная научная библиотека (второй этаж). Затем в разные годы – городская прокуратура, общежитие ГПТУ, радиошкола ДОСААФ (здание ДОСААФ было вплотную пристроено в 1960-е годы к юго-западному углу бывшего дома Пчелиных).

Дом Пчелиных (ул. Вознесенская, д. 27) является памятником архитектуры федерального значения,  построенный предположительно в 18 веке. Здание олицетворяет быт и художественные вкусы русского провинциального купечества этого периода. Небольшие комнаты на первом этаже, перекрытые сводами, не имеют отделки. На втором этаже своды украшены лепниной в стиле барокко. Внешняя архитектура здания решена единым объёмом простых и красивых пропорций. Обработка всех фасадов равноценна, более тяжёлы рустованные стены нижнего этажа; верхнего — лёгкие. Очень красиво сочетание и чередование больших и малых арочных окон с простыми скромными наличниками. Размеру окон соответствуют и внутренние помещения. Дом Пчелина интересен не только своей архитектурой, он связан с рядом исторических событий.

После Октябрьской революции в доме Пчелина размещались различные учреждения и организации: до 1923 года Ревком Марийской автономной области, затем областной комитет РКП(б) и облисполком. На первом этаже здания в 1921-23 годах находилась Советско-партийная школа, позднее — индустриальный техникум, музыкально-театральное училище. В годы Великой Отечественной войны в доме Пчелина помещался эвакуированный из Одессы завод «Торгмаш». Ныне здание принадлежит Йошкар-Олинской и Марийской Митрополии Русской Православной Церкви.

Двухэтажное каменное здание (Дом Карелина, ул. Воскресенская набережная, д. 40) взято на государственную охрану Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 03. 09. 1992 года, «О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности историко-архитектурных памятников Республики Марий Эл» как памятник гражданской архитектуры первой половины 19 века. Дом построен в 1840 году купцом третьей гильдии с капиталом 1100 рублей Карелиным Абрамом Андреевичем. После смерти Абрама Андреевича зданием владел его сын Алексей, затем внучка Евпраксинья (по мужу Полубарьева), а перед революцией — правнук Михаил Петрович Полубарьев. Нужно отметить, что это была уважаемая купеческая династия, хотя и не столь богатая, как Пчелины. Первоначально здание использовалось как жилое, но с 1866 по 1871 годы в нём размещалась уездная земская больница, с 1872 по 1903 годы – земский арестный дом. Последним из рода Полубарьевых на первом этаже здания проживал со своей семьей Полубарьев Михаил Петрович – один из потомков А. А. Карелина, а второй этаж сдавался под квартиры. С 1921 года в доме размещался областной союз потребкооперации «Марисоюз». Позднее здесь жили в разное время первый председатель Мароблисполкома Петров Иван Петрович и основоположник марийской литературы Чавайн Сергей Григорьевич. В их честь на здании были установлены две памятные доски.

На улице Вознесенской и сегодня мы видим одну из сохранившихся усадеб старого города, это усадьба Чулкова. В 1906 году лесопромышленник Трофим Васильевич Чулков купил участок с двухэтажным полукаменным жилым домом у Е.В. Соколовой. В 1908 году он построил на участке одноэтажный деревянный дом с мезонином (ул. Вознесенская, 37), в 1911 году вместо старого полукаменного дома построил два каменных — двухэтажный (Вознесенская, 39) и одноэтажный (Вознесенская, 39а). Разработал проект и руководил строительством сын Т. В. Чулкова — техник Николай Трофимович Чулков. С 1912 года оба каменных дома арендовала уездная землеустроительная комиссия. В 1918-20 годах здесь размещался уездный продовольственный отдел, в 1921-23 годах — областной продовольственный отдел, в 1923-26 годах — Обик и Облплан, с 1926 года — Госбанк. До 1994 года здания №№ 39 и 39а занимал научно-исследовательский институт «Луч», затем они пустовали. В 1996 году эти здания переданы вновь созданному Музею истории города Йошкар-Олы, который занимает их и в настоящее время.

Дом Кореповых по улице Вознесенской, д. 49 связан с известной купеческой династией Царевококшайска. Г. А. Корепов был купцом 2-й гильдии, его жена, Матрёна Ивановна, вела активную мануфактурную, бакалейную, галантерейную торговлю, владела двумя домами, впоследствии, объединнные в единое строение. Это объясняет разность в архитектуре фасадов. Дом находится в застройке, формирующей бывшую базарную площадь Царевококшайска. Здание выполнено в традициях классицизма, свойственных эклектике в гражданской архитектуре конца XIX века.

В 1907 году М.А. Корепова передала торговые дела своим сыновьям — Алексею, Николаю и Ивану, которые организовали торговый дом «Братья Кореповы». С 1 июля 1917 года в здании размещался Царевококшайский уездный Совет крестьянских и солдатских депутатов, а с 23.12.1917 года — исполком уездного Совета, с конца февраля 1918 года — революционный трибунал. После войны здание занимала городская санэпидемстанция. Это одно из немногих зданий XIX века сохранившихся почти в первоначальном виде.

Дом купца Г. П. Наумова (ул. Советская, д. 104) связан с известной купеческой фамилией Царевококшайска. Наумов был купцом 2-й гильдии, вёл активную мануфактурную торговлю щепными товарами. В 1906 у вдовы Болошовой Наумов купил земельный участок со всеми старыми постройками и в 1907 году вместо них построил двухэтажный дом. На первом этаже был мануфактурный магазин владельца дома, на втором — жильё его семьи. После революции Г. П. Наумов уехал в Казань. Дом был национализирован. На втором этаже размещались подразделения нижегородского отряда, первая партийная организация, уездный и областной военные комиссариаты. На первом этаже был организован партийный клуб. 7 ноября 1920 здесь был провозглашён декрет об образовании Марийской Автономной Области.

Одним из немногих зданий середины XIX века, выполненных в традициях классицизма и сохранившихся почти в первоначальном виде является здание дома Булыгина (ул. Советская, д. 102). Булыгины — это купеческая династия города Царевококшайска, оставившая значительный след в развитии города. В 1918 году в здании помещался Военно-революционный совет Царевококшайского уезда. Дом находится на пересечении улиц Советской и Кремлёвской. Главный (юго-восточный) фасад здания в прошлом был ориентирован на бывшую Базарную площадь. К основному Г-образному в плане объёму здания примыкает двухэтажная пристройка с двухскатной кровлей. С севера-востока — две одноэтажные пристройки с плоской кровлей.

С приобретением статуса столицы в Йошкар-Оле начинается активное строительство, уже в 1933 году разрабатывается генеральный план развития города, в 1936 город получает проект планировки, предусматривающий детальную планировку города с широкой сетью инфраструктуры.

В рамках реализации детальной планировки проектируется здание Дома Советов, определяются места будущей «прописки» Дома связи, НКВД, милиции и юстиции, новых зданий культуры и искусства (драматический театр, библиотека, музыкальное училище), зданий педагогического и политехнического институтов, железнодорожного и автобусного вокзалов, а также объектов промышленности и иной инфраструктуры города.

До 1941 года в рамках реализации проектов на пересечении улиц Институтская и улицы Зарубина (ул. Комсомольская, д. 134) в 1937 году было построено здание Дома Советов — архитектор А. З. Гринберг, строительными работами руководил П. С. Шорин. На этой же улице в 1939 году построено здание бани №2. На улице Красноармейской в 1938 году — здание школы, в 1939 году — здание МВД. На улице Советской построены жилые дома № 123, 149, 151, на улице Пушкина — здание библиотеки и ряд других объектов. Все они в настоящее время признаны объектами культурного наследия. При всем их функциональном разнообразии их объединяет единый классический стиль и дух Сталинского ампира.

Детально центральная площадь города была спроектирована в 1941 году в канун начала Великой Отечественной войны. Сегодня, рассматривая эскизный проект центральной площади города, мы видим, что данный проект был реализован полностью с небольшими изменениями спустя два десятилетия.

В фондах музея города Йошкар-Олы сохранилась статья с воспоминаниями председателя Йошкар-Олинского горисполкома Милютина А. А., где он вспоминает, как формировалась центральная площадь, как устанавливался памятник В. И. Ленину, как благоустраивалась площадь. И каково было значение данной площади в жизни столицы. Вот выдержки из его статьи.

«В середине 50-х годов в центре города Йошкар-Олы, между улиц Комсомольская, Волкова, Институтская, напротив здания Дома Советов, началось сооружение монументального здания драматического театра. По правую юго-западную сторону улицы Институтской строилась гостиница. По улице Волкова велась реконструкция учебного корпуса Марийского политехнического института. Между этими зданиями образовалась довольно большая по размерам площадь. В 1960-1961 годах строительство указанных выше зданий было завершено. Была благоустроена Центральная площадь, в центре которой был установлен зеленый газон квадратной формы.

По замыслам местных архитекторов и руководителей города изначально в центре площади предполагалось установить памятник или большой фонтан. Партийное руководство Республики отдало предпочтение памятнику. За консультацией руководство города обратилось к московским архитекторам и скульпторам и просило их разработать проект будущего памятника великого вождя. После длительных переговоров разработать проект памятника В. И. Ленину на центральной площади Йошкар-Олы согласились видный скульптор страны лауреат Ленинской премии М. Г. Манизер в сотрудничестве с архитектором В. Рожиным.

Для ознакомления на месте с центральной площадью и  правильного выбора место расположения памятника в Йошкар-Олу были приглашены авторы проекта. Ознакомившись с центральной площадью, переговорив с местными архитекторами, Манизер и Рожин категорически отвергли идею сооружения монумента в геометрическом центре площади на зеленом газоне, так как памятник в центре площади будь он любых размеров, стал, как бы придавлен в окружении высокими зданиями драмтеатра, гостиницы, и института. Зеленый газон пересекался бы тропками и постоянно вытаптывался прохожими. Авторы проекта начали поиск господствующего места для памятника. Для этого был изготовлен макет памятника нужной высоты, который передвигали по площади. Наконец искомое место было найдено. Это — то самое место с правой стороны драмтеатра, по улице Комсомольской, на котором позднее был сооружен памятник В. И. Ленину. Это место было одобрено общественностью города, оно хорошо просматривалось со всех улиц: Комсомольской, проспекта Гагарина, улиц Институтской, Волкова, Гоголя. Оно легло в основу разработки проекта».

В связи с сооружением величественной скульптуры, центральной площади было присвоено имя Ленина, а улица Институтская переименована в Ленинский проспект.

Весной 1967 года площадь была благоустроена. Зелёный газон в центре площади был убран. Вместо него перед зданием драмтеатра были обустроены зелёные газоны, на которые были высажены дальневосточные вечнозелёные туи и декоративные кустарники. Памятник В. И. Ленину хорошо вписался в элемент благоустройства. Центральная площадь приобрела нарядный привлекательный вид.

Также в 1960-80 годы в скверах на бульварах и площадях были установлены памятники: основоположнику и классику марийской литературы С. Г. Чавайну, первому марийскому композитору И. С. Ключникову-Палантаю, бюст классику марийской литературы Я. П. Майорову-Шкетану, великому русскому поэту А. С. Пушкину, памятник-бюст героине-партизанке Ольге Тихомировой, государственному деятелю Н. К. Крупской, имя которой долгие годы носил Марийский педагогический институт.

Все вышеупомянутые памятники монументального искусства признаны объектами культурного наследия Марий Эл.

В отличие от Йошкар-Олы, для Козьмодемьянска разработан и готовится к утверждению проект исторического поселения города, в государственном реестре памятников истории и культуры город представлен 66-тью объектами. На территориях охранных зон города и поныне сохранились уникальные историко-архитектурные ансамбли и старинные усадьбы XVII-XIX веков:Часовня стрелецкая, Базарная площадь и Взвоз (ул. Октябрьская), которуюокружают памятники архитектуры Дом Бычкова, Торговые ряды, Часовня Косьмы и Дамиана, Дома Голубева, а также усадьбы исторической части города: Дерябина, Губина, Крюкова, Образцова, Ходорковского, Жилые палаты 1790 г., Здание народного училища, Комплекс женской гимназии, Комплекс мужской гимназии, Церковь Пресвятой Троицы, Смоленский собор и другие объекты культурного наследия.

Объект культурного наследия федерального значения «Стрелецкая часовня (Стрелецкая башня)», расположенная на современной площади К. Маркса — самая древняя кирпичная постройка города, которая построена козьмодемьянскими стрельцами в честь участия их в Азовских походах Петра I. Стрельцы, 240 человек, ещё находясь под Азовом, пообещали друг другу, что как победят неприятелей, возьмут город Азов и вернутся живыми домой, то соорудят в память об этом событии каменную часовню. По возвращении домой из похода стрельцы написали царю челобитную с просьбой разрешить постройку часовни. 3 декабря 1697 года Пётр I ответил грамотой на имя козьмодемьянского стольника Андрея Алексеевича Немкова-Плещеева и подъячего Дмитрия Иванова, разрешающей стрельцам построить часовню. Из просителей в грамоте поименованы только Петрушка Сапожников и Лука Елин. Согласно царской грамоте памятник построен в 1698 году. По желанию стрельцов часовня была приписана к Спасо-Юнгинскому монастырю, а по упразднению монастыря, в 1767 году, по распоряжению архиепископа Вениамина передана в собственность Троицкой церкви.

При обследовании в 1980 году подкупольного пространства главным архитектором Татарского СНРПМ объединения «Госреставрация» Р. Гайнуллиным и архитектором В.Фёдоровым были обнаружены остатки некогда существовавшего восьмигранного основания шатра, сложенного горизонтальной кладкой. Исследователи предполагают, что изначально крыша часовни представляла собой каменный шатёр с главкой. Сам шатёр, вероятно, был сложен рядами кирпичной кладки перпендикулярной к углу наклона граней шатра. Данный строительный приём свойственен для 17-18 веков. При ремонтных работах 19 века была установлена куполообразная крыша, а в 1984 году в процессе реставрационных работ, проводимыми казанскими специалистами, крыша стала шатровой и металлической, увенчанной маковкой с православным крестом.

По архивным данным первое упоминание об усадьбе Бычкова относится к 1870 году (на охране состоит Дом Бычкова П. Ф. по ул. Советской, д. 7). Всё это по наследству досталось мещанским сёстрам Ирине Артемьевне Баевой и Пелагеи Волковой. Нижний этаж они сдавали в аренду известным держателям винокуренных заводов по России Мясниковым под водочный завод и склад вин. В 1873 году в центре города произошёл большой пожар, и усадьба сильно пострадала. Хозяева решили её продать. Купил усадьбу купец Бычков П. Ф. В 1873 г. обгорелое здание он отремонтировал, к нему сделал две пристройки. В результате общий размер стал 25 х 19 м. Площади первого этажа использовал для торговли, а второй этаж для жилья. В 1905 г. бельэтаж передал на 10 лет безвозмездно под женскую прогимназию. После революции в здании располагался плодоварочный завод, с 1954 г. фельдшерско-акушерская школа. На первом этаже находился книжный магазин. После закрытия ФАШ второй этаж заняла профсоюзная организация медиков. С 1995 г. по настоящее время второй этаж занимает музей Остапа Бендера, а на первом — продовольственный магазин «Кузьма».

Дом по улице Лихачёва, 7 старожилы называют домом Торсуева. Сафон Савельевич Торсуев (1826 — 1903), крестьянин деревни Тяптяево Васильсурского уезда Нижегородской губернии, капитал сколотил на торговле хлебом. Денег хватило, чтоб стать козьмодемьянском купцом. На базарной площади города в 1870 году Торсуев выстроил усадьбу (ул. Ленина, 40). Усадьба состояла из каменного двухэтажного дома и двухэтажного каменного флигеля с каретником и четырьмя амбарами. В 1890 году Торсуевым был выстроен главный дом усадьбы, выходящий фасадом на Успенскую улицу, ныне улица Лихачёва. Между флигелем и домом находились торговые хлебные склады. Свои дома он охотно сдавал внаём под белые харчевни и жилье. После смерти Сафона Савельевича его жена Марина Ильинична успешно продолжала купеческие дела мужа.
В первые месяцы после установления советской власти
в г. Козьмодемьянске усадьбу Торсуева национализировали.
7 сентября 1919 года в главном доме усадьбы был открыт первый в Марийском крае музей. Во флигеле поселились новые жильцы. Позднее дом использовался городской поликлиникой. В настоящее время в здании располагается художественная школа. Потомки Торсуева проживают в Казани, во время отпусков посещают Козьмодемьянск и дом своего прадеда. Комплекс усадьбы Торсуева является примером купеческой усадьбы городского типа конца XIX — начала XX веков.

Памятник архитектуры Дом купца Сиднева расположен по ул. Лихачева, д. 9, выходящей на восточную часть бывшей базарной площади Козьмодемьянска. В настоящее время главный южный фасад объекта ориентирован на улицу Лихачёва и участвует в формировании ансамбля памятников архитектуры, расположенных на соседних участках этой улицы. 14 ноября 1918 г. дом был конфискован, и в 1919 г. в нём располагалась библиотека. В настоящее время в здании планируется размещение музея археологии.

Ниже в статье приведены сведения о двух исторических зданиях конца Х1Х — начала XX веков города Козьмодемьянска, обладающих признаками объектов культурного наследия, но не являющимися таковыми на сегодняшний день: это дом Овчинниковых и дом Шишокина.

Мещанский род Овчинниковых в городе существует с XVII века. Были среди них занимающиеся рыбной ловлей, торговлей, пароходовладельцы. В 1803 году Степан Лукоянович Овчинников был ратманом, а сын его брата Михаила Александр стал в 1873 г. членом городской управы. Он-то и начал обустраивать родовое место на Базарной площади и в 1882 году построил полукаменный дом (ул. Советская, д. 20). Дом был записан на его жену Елизавету Алексеевну, а сам содержал гостиницу и трактир. Но в 1910 году случился пожар. И пришлось в 1911 году отстраивать верх дома на страховые деньги, полученные после пожара, его сынуВалентину Александровичу Овчинникову. Оформление фасадов резьбой по дереву выполнял мастер Фомин И. Новый дом построен на месте сгоревшего с использованием уцелевшего каменного первого этажа со сводчатым перекрытием. Первый этаж предназначался для торговых помещений, второй этаж —  жилой. После Октябрьской революции дом был национализирован.

На верхнем этаже вначале расположились эпидемический отдел здравоохранения, а в нижнем — столовая, а затем магазины. Позднее верхний этаж заняли жильцы.

Дом лесопромышленника Шишокина (ул. Советская, д. 58) является единственным в г. Козьмодемьянске жилым домом конца Х1Х века, отличающийся оригинальной конструкцией и организацией внутреннего пространства, а также богатым декором, использующим традиции народной деревянной резьбы. Дом строился под жильё и контору, расположен на красной линии одной из центральных улиц города улице Советской (быв. Вознесенская), на которую ориентирован главным северным фасадом. Дом деревянный на высоком каменном цоколе, с антресолями и светёлкой.

В 1900 году Шишокин А.И. стал должником, и его жена вынуждена была продать дом другим не менее богатым лесопромышленникам братьям Губиным.

После 1917 года дом был национализирован и стал использоваться различными организациями. Позднее там находился райком компартии. С середины ХХ века цокольный этаж занимал райком комсомола, а главный и антресольный этажи — редакция газеты «Ленинский путь». В конце ХХ века здание было приспособлено под жильё. С 1996 года здесь располагается Музей купеческого быта.

Большое количество объектов культурного наследия г. Козьмодемьянска составляют здания средовой застройки конца XIX — начала XX веков.

Особое место среди объектов культурного наследия Республики Марий Эл занимает Усадьба Шереметевых. Усадьба — часть истории края, истории нашего государства, история культуры и традиций ушедших веков, которая и сегодня не перестает нас, ныне живущих, поражать своей красотой и великолепием. Земли, на которой была возведена усадьба, были приобретены Василием Сергеевичем Шереметевым, внучатым племянником первого графа на Руси фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева у вдовы камергера Александра Александровича Жеребцова — Ольги Александровны.

Главный дом (замок) на усадьбе Шереметевых в п. Юрино строился в третьей четверти XIX – начале XX веков. Начало строительства относится к 1874 году, когда Юринской вотчиной владел Василий Петрович Шереметев, крупный помещик и лесопромышленник. К разработке проекта усадьбы и Главного дома приглашались известные архитекторы, преимущественно иностранцы, такие как Р. К. Мюллер, А. А. Барланд, А. В. Корш. В 1905 года к работе над проектом был приглашён известный русский зодчий П. П. Малиновский.

Смешение архитектурных стилей – западноевропейская и восточная готика, древнерусская и романская архитектура, пожалуй, в большей мере, чем в других памятниках архитектуры XIX века, отразилось на формах и декоративном убранстве Юринского замка.

К сожалению, в 1990-е годы усадьба сильно обветшала, в связи частой сменой пользователей.

В 2003 году усадьба со всеми её постройками была передана в оперативное управление Государственного бюджетного учреждения культуры «Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры». Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл.

В 2004 году правительством региона была разработана и принята целевая программа «Культурное наследие Республики Марий Эл», которая действует и поныне. В результате реализации программы удалось остановить дальнейшее разрушение усадьбы, отреставрировать кровлю замка, восстановить интерьеры зимнего сада, зал с камином, кабинет Скобелева. Картинная галерея вновь принимает посетителей, где можно увидеть точные копии картин некогда украшавших быт своих хозяев. Как и когда-то, распахнул двери северный вход в замок, уводя посетителей по крутым лестницам в таинственное историческое прошлое. О мифах и легендах подвалов Главного дома, сегодня рассказывают экскурсоводы и сотрудники замка, после кропотливой работы по их восстановлению.

 На территории замка вновь заработал фонтан, по-прежнему величественно выглядит крепостная стена с главным входом с центральной площади. Экспонаты краеведческого музея расположенного в замке хранят память о жизни, некогда размеренно протекавшей в усадьбе.

Усадьба Шереметевых в Юрино пользуется большой туристической привлекательностью. 

В настоящее время в рамках региональной программы «Культура Марий Эл» разработано проектное обоснование и заявка по включению объектов культурного наследия Усадьбы Шереметевых в перечень объектов культурного наследия федерального значения.

В данной статье отражён далеко не весь перечень объектов культурного наследия. Среди множества разнообразия памятников истории и культуры, есть объекты, которые внешне мало что могут сказать о себе по своему архитектурному величию и убранству, лишь вывеска напоминает жителям и гостям городов и сел об отнесении их к памятникам истории и культуры. Но стоит заглянуть в историю давно ушедших дней, понимаешь, какую историческую память, связанную с жизнью и деятельностью предшествующих поколений несёт в себе тот или иной объект культурного наследия.

Александр ХВАТ, заместитель директора ГКУК РМЭ «Научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры».

Материал взят из журнала Правительства Марий Эл и Всемарийского совета «Марийский мир — Марий сандалык», №2 за 2019 год (май — август).  Фотографии к материалу представлены в журнале.